Новые компетенции библиотечного обслуживания молодёжи

Линда БРАУН, Сара ПАРК ДАЛЕН, Валери ДЭВИС

© PALNI Libraries

Библиотекари играют ключевую роль в предоставлении молодёжи доступа к ресурсам и услугам, которые необходимы им для достижения успеха в учёбе, карьере и жизни. Для этого библиотечному специалисту требуются особые компетенции, знания и навыки. В конце 2017 года Американская ассоциация библиотечного обслуживания молодёжи YALSA опубликовала обновлённую версию руководства «Компетенции обслуживания молодёжи для библиотечных специалистов».

 
«Компетенции для библиотекарей, работающих с молодёжью» YALSA впервые появились в 1981 году и последний раз обновлялись в 2010 году. С тех пор библиотечные услуги для молодёжи претерпели значительные изменения. Во-первых, эти изменения являются прямым ответом на новые реалии, в которых сегодня живёт молодёжь. В современном мире ключевую роль стали играть технологии, а понятие грамотности подразумевает цифровую, медийную, печатную и прочие составляющие. Сегодня каждый, кто работает с молодёжью, должен разделять принципы связанного обучения (англ. «connected learning»), отвечать потребностям молодых людей в социально-эмоциональном обучении и учитывать культурные аспекты их жизни.

Во-вторых, авторы подчёркивают, что в названии новых «Компетенций обслуживания молодёжи для библиотечных специалистов» отсутствуют фразы «для специалистов, работающих с молодёжью» или «для молодёжных библиотекарей». Это свидетельствует ещё об одном существенном сдвиге. На первый план выходит идея, что каждый библиотечный специалист должен знать, что нужно для успешной работы с молодёжью, и уметь применить эти знания на практике. Действительно, разве сотрудники справочной службы, абонемента, детского зала или любого другого отдела библиотеки не сталкиваются с молодыми пользователями в своей текущей работе? Кроме того, исследования показали, что подавляющее большинство публичных библиотек и всё большее число школьных библиотек не имеют штатных сотрудников, работающих именно с молодёжью.

Таким образом, «Компетенции обслуживания молодёжи для библиотечных специалистов» YALSA являются новейшим ресурсом, который был разработан специально для выпускников библиотечных и информационных факультетов, руководителей публичных и школьных библиотек и непосредственно библиотекарей и призван помочь им предоставить своим молодым пользователям качественные услуги и сервисы вне зависимости от того, есть ли в библиотеке специалист по работе с молодёжью или нет. Авторы данного руководства уверены, что оно применимо для разной аудитории и различных задач. Оно может быть использовано для формулирования роли библиотечных специалистов в библиотеке и местном сообществе, для оценки и улучшения предоставляемых услуг. Оно может лечь в основу образовательной программы для библиотечно-информационных школ, быть источником критериев отбора персонала и составления должностных инструкций, базой для непрерывного профессионального развития.

Ниже представлены все 10 компетенций, обозначенные специалистами YALSA. Их авторы не исключают, что, прочитав весь список, вы придёте к выводу, что они применимы не только к молодёжи, но и ко всем читателям библиотеки.

  1. Становление и развитие молодёжи: знать основные особенности развития подростков и использовать эти знания при планировании, реализации и оценке библиотечных ресурсов, программ и услуг, удовлетворяющих различным потребностям молодых пользователей.
  2. Взаимодействие с молодёжью: осознавать важность взаимодействия и коммуникации в разработке и предоставлении качественных библиотечных услуг для молодёжи, внедрять технологии и стратегии, способствующие развитию самооценки и самоидентификации молодых людей как индивидуально, так и в группе, и позитивному общению со сверстниками и взрослыми.
  3. Образовательная среда (формальная и неформальная): создавать высококачественную, способствующую развитию, гибкую образовательную среду, которая помогала бы молодым пользователям индивидуально или в группе приобретать опыт, участвуя в формальных и неформальных обучающих активностях.
  4. Образовательный опыт (формальный и неформальный): работать с молодёжью, волонтёрами, партнёрами внутри местного сообщества и другими специалистами для планирования, реализации и оценки качественных, способствующих развитию, формальных и неформальных обучающих мероприятий, отвечающих личным и образовательным интересам молодых пользователей.
  5. Участие и лидерство молодёжи: отвечать всем потребностям и интересам молодых пользователей, взаимодействовать с ними при создании и осуществлении молодёжных программ и способствовать развитию в них лидерских качеств.
  6. Вовлечение сообщества и семьи: выстраивать уважительные и взаимные отношения с общественными организациями и семьями для обеспечения оптимального развития молодых пользователей и для повышения качества библиотечных услуг.
  7. Культурные компетентность и отклик: активно продвигать идею культурного разнообразия и создавать инклюзивную, дружественную и уважительную библиотечную среду, поддерживающую это разнообразие.
  8. Доступность: обеспечивать доступ к широкому спектру библиотечных ресурсов, услуг и мероприятий всем молодым пользователям, в особенности тем, кто испытывает какие-либо трудности.
  9. Результаты и оценка: уделять должное внимание тому, какое влияние оказывают библиотечные программы на молодёжь, и использовать эти данные для дальнейшего развития, реализации и усовершенствования предоставляемых услуг.
  10. Непрерывное обучение: действовать в соответствии с этическими нормами, стремиться к непрерывному обучению, поддерживать лучшие библиотечные практики и отстаивать интересы молодых пользователей.

 
К выходу новых «Компетенций обслуживания молодёжи для библиотечных специалистов» YALSA подготовила серию открытых вебинаров, которые начнутся в марте 2018 года. Каждый из них будет посвящён более детальному разбору той или иной компетенции.

Познакомиться с полной версией руководства на английском языке можно здесь.

 
Источник: http://yalsa.ala.org/blog/

Перевела с английского Мария Алексеева

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*