Классики XXI века

Елена ПАХОМОВА

Сегодня идет активная реорганизация библиотечной системы, в частности, столичной. Это обширная сеть, в распоряжении которой находятся здания исторического центра, а иногда и памятники архитектуры. Однако библиотеки далеко не всегда плодотворно используют выгоды своего расположения. И чтобы за реорганизацией не последовало сокращение их числа, систему необходимо модернизировать и сделать библиотеку насущно необходимым информационно-экспертным центром, местом притяжения интереса граждан.

В идеале современная библиотека — это социально значимое, многофункциональное общественное пространство, выполняющее не только задачи хранения и предоставления информации, но и экспертную функцию. Здесь должно быть удобно не только читать, но и писать, а также работать в других творческих направлениях, продуктивно общаться, находить единомышленников, обсуждать и создавать новые проекты. Таким образом, можно будет решить вопрос острого дефицита в Москве общественно доступных мест, где горожанин чувствует себя, как дома, а значит, ощущает город своим.

В этой связи определение функций современных библиотек становится темой дискуссий на страницах профессиональной печати и в библиотечном сообществе. Традиционно присущая библиотекам культурно-просветительская функция в информационном обществе усиливается за счёт активного стремления каждого человека и каждого сообщества к самоидентификации и продвижению собственной культуры.

Истоки сегодняшних перемен в библиотечном деле — в незавершённости реформ 1990-х годов, когда менялась система управления библиотеками. Тогда же появились новые для российского библиотековедения понятия «менеджмент» и «маркетинг». Эти процессы до сих пор полностью не внедрились в систему управления библиотекой. Но такое понятие, как проектная деятельность, вполне органично и результативно вошло в библиотечную жизнь.

Под проектной деятельностью часто подразумевают и тип менеджмента, и метод управления, и организационную структуру для разработки проектов и программ. То есть это особый тип управления, требующий наличия структуры, распределения функций, построения и использования специализированной технологии. В последние годы всё более широкое внедрение методик и механизмов управления проектами в библиотечную сферу создаёт основу для реорганизации и модернизации библиотек, привлечения дополнительных ресурсов в эти процессы.

И в контексте этих изменений в жизни библиотек я хочу рассказать о том, как зарождался и реализовывался один из первых и успешных проектов Библиотеки им. А.П. Чехова. В период активных перемен начала 1990-х годов существующие социальные институты были не способны адекватно реагировать на кардинальные изменения культурной среды. Традиционная форма участия общественных институтов в становлении современной культуры оказалась не эффективна. Именно в эту эпоху в профессиональный лексикон неожиданно вошло понятие «Миссия». Тогда же библиотекари стали активно знакомиться с опытом зарубежных стран, где «миссией» обозначают вполне конкретные цели и задачи того или иного учреждения. Именно реформаторская миссия сподвигла в 1993 году авторов культурно-просветительского проекта «Классики XXI века» Руслана Элинина и меня заявить об открытии новой литературной площадки в здании Чеховского культурно-просветительского центра.

Идея проекта «Классики XXI века», который включал в себя издательскую деятельность, организацию литературных вечеров и художественных выставок, заключалась в формировании единого культурного пространства, благоприятного для развития текущего литературного процесса. Основными принципами работы клуба были и остаются по возможности беспристрастный взгляд, преодоление односторонности и тенденциозности в отборе авторов, поскольку предпочтение тем или иным направлениям современной литературы неизбежно приводит к тому, что значительная доля литературных произведений может оказаться вне издательской практики и читательского внимания.

У литературного клуба «Классики XXI века», пожалуй, самая богатая история из всех ныне существующих московских литературных площадок. Первый вечер в нашем салоне состоялся в сентябре 1993 года, свои стихи читал Генрих Сапгир. Тогда аналогов подобного клуба не было: в салоне проходили не только литературные вечера, но и эксклюзивные выставки и музыкальные концерты, а чтобы понять культурное значение этих мероприятий, достаточно перечислить имена выступавших в разное время на сцене клуба: Фазиль Искандер, Андрей Вознесенский, Нина Садур, Евгений Рейн, Александр Кабаков, Виктор Кривулин, Алексей Айги, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский, Михаил Айзенберг, Лев Рубинштейн, Владимир Сорокин, Сергей Летов и другие. В нашем клубе и сейчас происходят интересные события культурной жизни не только двух столиц, но и значимые для всей России. Многие из представлявших на нашей площадке свое творчество широко известны за пределами России. У нас состоялась презентация легендарной книги Александра Гениса и Петра Вайля «60-е. Мир советского человека», а в рамках фестиваля «Французская весна в России» в салоне выступал Мишель Уэльбек, один из самых читаемых авторов мира. В рамках нашей программы реализованы совместные проекты с Посольством Франции в России, Британским Советом, Немецким культурным центром имени Гёте в Москве.

В рамках проекта «Классики XXI века» в Библиотеке имени А.П. Чехова создан Фонд современного литературного творчества. Он формируется с 1995 года и насчитывает более 3000 книг. В основу фонда легла коллекция Руслана Элинина, которую он начал собирать в начале 1980-х годов. В коллекцию входили новые поэтические сборники, газеты и журналы, отражающие состояние современной литературы на тот момент, а сейчас фонд пополняется новыми книгами, которые приносят авторы наших культурных программ.

И, конечно, эксклюзивом этого фонда является поэтическая серия «Классики XXI века», которая издается при клубе. Идея серии очень проста: к выступлению готовится книга с неизданными стихами автора. Презентация книги устраивается непосредственно на авторском вечер. Конечно, к каждому вечеру мы не можем выпускать сборник — это очень дорого. Но когда позволяют средства, мы стараемся сделать нашим авторам такой небольшой подарок. В серии «Классики XXI века» издано более 50 поэтических книг, некоторые из них отмечены премиями «Московский счет» и Премией им. Андрея Белого.

За последние годы литературная ситуация изменилась, появились новые социальные институты, новые возможности общения и демонстрации собственного творчества. Это, в первую очередь, связанно с новыми возможностями технического прогресса. В глобальной сети есть сайты, посвящённые современной поэзии, порталы, освещающие современный культурный процесс. С учётом новых возможностей и большей конкуренции изменились и наши формы работы. Сейчас я больше уделяю внимание анализу современного литературного творчества. У нас есть один интересный проект — «Критический минимум». Это своеобразное ток-шоу: на сцене собираются пять поэтов и пять критиков. Само это сочетание рождает полемическое напряжение и творческий диалог. Пикантность ситуации в том, что многие поэты и сами по совместительству являются критиками, и наоборот. После каждого выступления у критиков есть время высказаться. Но — немного: лаконичность и экспромт идут на пользу дискуссии, делают её живой и непредвзятой. Ведь настоящему поэту для того, чтобы точно выразить самое сокровенное, порой достаточно нескольких строк… а настоящему критику — нескольких минут. За три года мы охватили большое число авторов, и сейчас настало время подготовки к изданию сборника по материалам этого проекта.

В 2008 году началась работа над новым интересным проектом «iPoems — поэтическое видео». Этот проект имеет свою историю. За время работы клуба «Классики XXI века» был собран уникальный видеоархив, представляющий собой историческую и культурную ценность. В нём имеются редкие видеоматериалы, запечатлевшие хронику литературной жизни, дающие уникальную возможность «вживую» увидеть, почувствовать и соответственно проанализировать и понять творчество того или иного автора. Архив насчитывает более 150 архивных единиц. По материалам видео-архива мы с Русланом Элининым и телекомпанией «АРТ» в 1995 году сняли десять фильмов о современной поэзии. Эти фильмы о поэтах Г. Сапгире, А. Еременко, Б. Кенжееве, С. Гандлевском, В. Уфлянде, Т. Полетаевой, etc. были показаны по региональному телевидению.

Проект «iPoems» — это продолжение нашей деятельности по популяризации современной поэзии. Благодаря ему появляется возможность оценить состояние молодого и динамичного жанра — короткометражного фильма, создающегося на пересечении хорошей поэзии, кино и медиа-искусства. Если коротко говорить о проекте, то он создан для сбора и демонстрации самых разных видеоматериалов — фильмов, роликов, клипов, связанных с современной поэзией и её бытованием как в текстуальном, так и визуальном пространстве. В рамках проекта «iPoems» мы сотрудничаем с творческими группами, создающими современное короткометражное кино, а также со студентами профильных вузов.

Особое направление деятельности «Классиков XXI века» — это серия круглых столов, посвященных юбилейным датам поэтов и писателей XIX–XX века. В круг нашего внимания входят авторы, имена которых хрестоматийно известны, однако их творческое наследие осмыслено и исследовано не в полной мере. Наши круглые столы помогают выявить их неожиданную актуальность, которая до сей поры находилась за пеленой стереотипов восприятия классиков. Это авторы самых разных эпох и направлений — от Соллогуба до Драгунского…

Важнейшим инновационным этапом в жизни нашего проекта стали инициированные нами студенческие конкурсы. В 2010 году успешно прошёл Московский студенческий конкурс книжной иллюстрации, посвященный 150-летию со дня рождения А.П. Чехова. В 2014 году мы провели Московский студенческий конкурс искусств и мультимедиа, посвященный 115-летию со дня рождения А.П. Платонова. Андрей Платонов — уникальный по своему масштабу и значению гений русской литературы, его произведения настолько глубоки и сильны по своему художественному воздействию, что уже стали вечно актуальной классикой. Будучи футуристическими по своей природе, они вписываются в инновационную эстетику новых направлений искусства и дизайна. Их изучение стимулирует развитие многогранной мыслящей творческой личности. Поэтому очень важно способствовать тому, чтобы их читала молодёжь. Однако в силу сложности материала очень немногие художники брались за иллюстрации к Платонову. Студенческий конкурс явится полезным стимулом в освоении студентами важной темы.

Работа с изобразительными искусствами — не новая тема для нашего клуба. С 2005 года мы работаем с художниками и фотографами, делаем выставки фотографий, живописи, выставки визуальной поэзии. А что касается литературного процесса, то не будет преувеличением сказать, что здесь значение культурного проекта «Классики XXI века» очень велико. Деятельность нашего клуба положила начало клубно-литературной жизни Москвы начала 1990-х и послужила основой научным проектам «Русская литература. Литературный процесс с 1985 по 2000 годы. Социо-исторический аспект» и «Электронный архив мультимедийной информации». Клуб «Классики XXI века» «подпитывает» и принимает активное участие в проведении различных международных литературных форумов — Международного поэтического фестиваля «Биеннале поэтов в Москве», фестивалей «Киевские лавры», «Ташкентский открытый фестиваль поэзии», «Волошинский фестиваль», фестиваль авангарда «Лапа Азора».

На тот момент, когда в 1993 году открылся литературный клуб при Чеховском культурном центре, мы смогли сделать ставку и предоставить площадку для выступления авторам, которые несли новые эстетические идеи, открывали новые направления в поэзии, прозе и изобразительном искусстве. Это, например, Тимур Кибиров и Сергей Гандлевский — поэты, впоследствии получившие премию «Поэт» и всеобщее признание, а также Д.А. Пригов и Всеволод Некрасов — поэты, представляющие поэтическое направление «концептуализм»; это также К.А. Кедров – известный поэт, доктор философских наук, основатель и идеолог группы «Метаметафористы». Мало кто помнит, но именно в нашем издательстве при клубе «Классики XXI века» вышла первая книга Владимира Сорокина «Тридцатая любовь Марины». Ныне этот прозаик известен далеко за пределами России, а тогда многие выступавшие у нас авторы были причислены к неофициальной литературе. Их не печатали и знали только в узком кругу ценителей литературы. И это было смелое, верное и инновационное решение — предоставить этим литераторам возможность выступать в Чеховском культурно-просветительском центре в рамках проекта «Классики XXI века».

Надо отметить, что и сейчас неформальный подход к любому проекту очень важен. Мы продолжаем разрабатывать программы, которые позволяют представлять новые направления современного культурного пространства. Клуб «Классики XXI века» по-прежнему открыт для новых имён в литературе и для будущих классиков. Здесь выступают Дарья Симонова, Ганна Шевченко, Марианна Плотникова, Глеб Шульпяков, Санджар Янышев, Максим Амелин, Вадим Муратханов, Евгений В. Харитоновъ, Анна Золоторева, Евгений Абдуллаев, Андрей Волос, Денис Безносов, Евгений Таран и другие.

Мы сами выявляем потребности профессиональных сообществ и формируем, консолидируем силы для удовлетворения этих потребностей. Мы стараемся быстро реагировать на изменения в культурной жизни, в силу этого мы являемся предвестниками многих интересных направлений сегодняшней современной культуры. А последние несколько лет мы активно делимся своим опытом с коллегами из библиотечного сообщества. Хочется подчеркнуть и то, что именно профессиональный подход к организации любого мероприятия, где акцент делается на участии лучших специалистов в своей области, позволяет нам ставить высокие цели и получать достойные результаты. Сейчас много говорится о модернизации и инновации, но все это возможно только при одном условии — если модернизировать и предлагать инновационные решения будут специалисты в своей области. А будущих модернизаторов нужно поддерживать и помогать им в реализации их творческого потенциала.