Когда 8 декабря 2015 года на сайте газеты «Ведомости» появилась информация об итогах третьего этапа конкурса на получение Президентских грантов, вся комикс-общественность пришла в движение. Грант от общества «Знание» получил фонд «Доброе слово» на серию мастер-классов и выставок, которые должны поддержать отечественные комиксы. По форумам и группам в социальных сетях любителей рисованных историй поползли пересуды.
До конца прошлого года никто и не знал, что такой фонд существует, не говоря уж о том, ЧТО именно он предложил для реализации. Добавляло масла в огонь ещё весьма неблагополучное положение большинства тематических фестивалей, конкурсов, клубов… Словом, все были полны скепсиса.
Центральным «событием» проекта фонда «Доброе слово» явились бесплатные курсы по теории и практике рисованных историй «Российскому комиксу быть!» в Москве с участием профессионально занятых в теме издания этой литературы лекторов. Сопутствующими — издание отчётного сборника историй (о котором позже), презентации авторов и их историй, участие с выставочной программой на тематических фестивалях, автограф-сессии и другие смежные мероприятия.
Было проведено два цикла занятий для двух групп слушателей по 25—30 человек, прошедших предварительный отбор портфолио. В группу попадали только те, у кого была как минимум одна нарисованная страница истории, а лучше — завершённый проект. Занятия включали в себя лекции обо всём производственном цикле популярной цветной рисованной истории, в том числе о подборе шрифтов, вёрстке историй и предпечатной подготовке иллюстраций. Условия были жёсткими: достаточно объёмные домашние задания, без выполнения которых нельзя было попасть в итоговый сборник, а при пропуске двух лекций слушатель исключался из списка группы. Но кураторы секций, среди которых признанные в России профессионалы Евгений Федотов и Богдан (история в стиле манга «Якутия»), Алекс Хатчетт (сценарий «Скунс и Оцелот», серии издательства BUBBLE), Анастасия Ким (художник серий издательства BUBBLE), Аскольд Акишин (истории «Лес», «Моя Комикс-биография», «Георгий Жуков»), Михаил Заславский (издательство «Эдванс-пресс»), Василий Шевченко (Магазин комиксов «Чук и Гик») и другие всегда были в доступе онлайн по любым вопросам.
6 сентября 2016 на стене официальной группы проекта «Российскому комиксу быть!» появилось объявление о логическом завершении обучающей части проекта — выходу сборника рисованных историй тиражом в 4000 экз. Увеличенный формат, цветная печать на глянцевой бумаге, мягкий переплёт. Весь этот праздник был бесплатен, но для того, чтобы получить книгу, требовалось сфотографироваться с любым изданием российских комиксов, разместить свою фотографию с хэштегом #российскомукомиксубыть! в социальных сетях и показать её на пункте распространения в магазинах комиксов. Вторая волна распространения издания прошла на московском фестивале Comic Con Russia, проходившем с 29 сентября по 2 октября.
Результаты не заставили себя ждать: участники обеих аллей авторов (на Comic Con Russia их было две), которые не участвовали в проекте, отметили небывалый всплеск интереса покупателей не только на авторский самиздат, но и на истории про русских персонажей в российских же реалиях.
В сети уже появились обзоры и мнения о сборнике рисованных историй «Российскому комиксу быть!». Я же обращу внимание на другое: проект позиционировался как обучающий «для начинающих авторов», но по сути в финале представлены работы тех, кто итак в том или ином смысле добился определённых успехов на поприще рисованных историй. Например, Валентин Поткин уже не раз издавался не только в самиздатовских сборниках; он ведёт собственные курсы по технике рисования комиксов в московском «Тайном маяке» и даёт мастер-классы на всех крупнейших тематических фестивалях России. Люминар Гало и её истории про милых мышек уже который месяц подряд в ТОП-10 крупнейшего сайта авторского комикса acomics.ru, она тоже даёт мастер-классы на фестивалях и постоянный участник аллей авторов. Евгений Францев — один из авторов истории «Фронтир», имеющей уже два официальных издания (издательства «Изотека» и Jellyfish Jam). Да, их работы, несомненно, жемчужины, собирающие сияющие бусы-сборник, и хорошо, что о них теперь знают и те, кто не мониторит фестивальные списки, но они — далеко не начинающие! А где же заявленная молодёжь?! Добавим ещё одну ложку дёгтя: издание распространялось лишь в столицах и исключительно в среде читателей-в-теме. До тематических центров при библиотеках, культурных центров, например, книга так и не добралась.
Хочется верить, что проект «Российскому комиксу быть!» не последний, мы ещё не раз увидим его в дополненном, расширенном и улучшенном виде. Надеюсь, организаторы учтут ошибки дебюта, а участники первого потока продолжат свой творческий путь и наконец-то преодолеют «стеклянные» стены узнаваемости в кругах завсегдатаев фестивалей авторских рисованных историй и перейдут категорию тех, чьи книги лежат не только в магазинах комиксов, но и крупных книжных.
Иллюстрации взяты из официальных источников проекта: slovofond.ru и vk.com/russia_comics