25 декабря 1925 года в студии Московского радио состоялась премьера радиопьесы «Вечер у Марии Волконской», посвященной 100-летию со дня восстания декабристов. Этот момент считается началом истории особого жанра радиовещания — радиоспектакля. Хотя технически радиопостановки существовали и раньше — их начало обнаруживают еще в конце XIX — начале XX веков, символической датой, с которой отсчитывают хронологию радиопостановок, называют 1925 год.
С момента премьеры «Вечера…» радиопостановки начинают завоевывать популярность — привлекают к себе внимание не только слушателей радио, но актеров и режиссеров театра и кино, принявших активное участие в раскрытии творческого потенциала этой технической новинки.
Так, особую популярность в 1930-е годы приобретают музыкальные радиопостановки при участии артистов Большого театра, а также читка произведений Диккенса, Гашека, О’Генри и др. С течением времени создатели радиопостановок всё больше приходят к убеждению, что этот жанр требует особого подхода к текстовому материалу, работе актёра над собой, выстраиванию мизансцен, работе со звуковыми эффектами. Очевидно, что представление текста перед зрителем, непосредственно наблюдающим за действием, и читка перед «мёртвым» микрофоном отличаются не только в техническом плане, но в большей степени в эмоциональном.
Постановки В. Мейерхольда для радио явились знаковыми событиями мира радиотеатра. Спектакль «Каменный гость», трансляция которого по радио проходила с весны 1935 до января 1936 гг., во многом стала эталонной для жанра в целом. Во время работы режиссер требовал от актеров отринуть театральные приемы актерского воздействия на зрителя и искать способы оживить безликое слово, придать звуку телесность и сделать его «рельефным». В то время как в гармоничном соединении театра и кино Мейерхольд видел рождение телеспектакля, то в слиянии театра и радио — новое искусство радиопьесы.
В жанре радиопостановок выделяют несколько основных направлений: помимо радиоспектаклей на литературной основе, это авторские записи и читки писателями и поэтами собственных произведений, аудиозаписи театральных спектаклей, исторические документы и радиохроники, а также документальные драмы и образовательные публицистические спектакли. В представленном многообразии именно литературная ориентированность радиокомпозиций на протяжении истории жанра оказалась наиболее востребованной среди слушателей.
Ещё с советских времен в Российской государственной библиотеке для молодежи (тогда — Государственной республиканской юношеской библиотеке имени 50-летия ВЛКСМ) формировалась обширная коллекция грампластинок с литературными записями. Следует сказать, что грампластинки и по сей день составляют содержание музыкальных фондов многих библиотек, различных по своей направленности и основной проблематике, но единых своими культурно-образовательными целями.
В частности, фонд зала художественной литературы и искусства РГБМ содержит около 5 тыс. пластинок с записями звучащего слова, которые располагаются рядом с «бумажными» книгами и литературными журналами. Это литературно-художественные записи (голоса писателей и поэтов, записи спектаклей и радиопостановок), литературно-музыкальные композиции. Здесь также хранятся документальные радиохроники (выступления политических деятелей и деятелей истории), записи звуков природы, а также музыкально-образовательные записи для детей (к примеру, мелодии и песни для выполнения спортивных упражнений).
Ценность коллекции несомненна — многие поэты (Есенин, Маяковский, Евтушенко и Ахмадулина из их числа) видели сердце поэзии в её декламационности, ориентированности на устное произнесение, а что может быть дороже сердцу любого почитателя поэтического таланта, чем возможность услышать то или иное произведение в его авторской интерпретации, авторском звучании.
Особую значимость представляют аудиозаписи спектаклей, в особенности, в тех случаях, когда видеозапись спектакля не производилась или попросту не сохранилась. Так, благодаря технике граммофонной записи легендарный спектакль Г.А. Товстоногова по роману Ф.М. Достоевского «Идиот» с И. Смоктуновским в роли князя Мышкина доступен сейчас не только в обрывках видеофрагментов (целиком запись спектакля не сохранилась) и воспоминаниях очевидцев, но, к счастью, и в формате аудиозаписи.
И пусть ни у кого не сложится обманчивое впечатление, что в современном мире постоянно сменяющих друг друга технических возможностей и инноваций, с устареванием приходящих в негодность проигрывателей, свою актуальность теряют не только старые носители информации, но и их содержимое. Посетителям зала доступны фрагменты грамзаписей радиоспектаклей и произведений в авторском исполнении, оцифрованные специалистами библиотеки и размещенные на iPad. Прослушав их, молодые люди, как правило, готовы продолжить знакомство с произведениями уже в старом, «виниловом» формате.
Не стоит забывать и о том, что часть произведений в авторском исполнении записана также в формате аудиокниги (их в фонде зала — почти 1400). Из «свежих» поступлений — произведения в исполнении А. Ахматовой, О. Мандельштама, Б. Пастернака, И. Бродского, Э. Радзинского, Д. Рубиной, В. Ерофеева, В. Пелевина, М. Веллера, Ю. Алешковского, Л. Петрушевской, Д. Быкова и др.
Возвращаясь к литературным радиозаписям, стоит сказать, что они обладают своей особой эстетической спецификой и несомненной художественной значимостью. И этому способствует двоякая природа происходящих технических изменений — они одновременно и отодвигают радиоспектакли и граммофонные записи назад в прошлое, делая их реликтами «древности», и в то же время, благодаря современным средствам оцифровки, несут в себе потенциал вернуть им актуальность и вновь сделать фактом современности.