Маркетинг принято изучать на примерах западной школы: имена Эдварда Бернейса, Дэвида Огилви, Филипа Котлера знакомы каждому профессионалу. Книга Мурата Мурадяна «Отцы русского маркетинга» (М.: Эксмо, 2024) восстанавливает историческую справедливость и знакомит с секретами успеха первых отечественных «бизнес-гуру», чьи новаторские подходы незаслуженно забыты, хотя не уступают лучшим образцам западной рекламы.
Старший преподаватель факультета журналистики МГУ, специалист по связям с общественностью, историк рекламы Мурат Мурадян провёл масштабное историческое расследование, у которого нет аналогов, и создал настоящий гимн российскому коммерческому гению.
«К сожалению, „благодаря“ литературе и нашему советскому прошлому, образ русского купца сложился в сознании обывателя несколько карикатурным. <…> На самом же деле бывшие крепостные, в массе своей хваткие, цепкие, с потрясающим деловым чутьем, за короткое время становившиеся „миллионщиками“ и завоевывавшие мировые рынки, были прародителями русского капитализма», — пишет автор.
Из всего сонма знаменитых предпринимателей автор выбрал четыре купеческих фамилии, чьи маркетинговые ходы, по его убеждению, достойны быть включенными в мировые учебники по рекламе. Среди героев книги «шоколадный король России» Алексей Абрикосов, который стал вкладывать в сладости игрушки задолго до появления «киндер-сюрпризов» и приглашал к сотрудничеству известных художников — например, Василия Кандинского;
«парфюмерный король» Анри Брокар, который эпатировал публику перфомансами вроде фонтана с одеколоном и выпускал мыло в форме животных и букв — многие малыши учились по нему читать;
алкогольный магнат Николай Шустов, который одним из первых придумал логотип бренда, стал использовать легендарное «требуйте!» и мемы для продвижения своей продукции;
гениальный event-менеджер Сергей Дягилев, который помимо прямой рекламы проводил открытые репетиции и пресс-показы для специальных гостей.
Современным маркетологам определенно есть чему поучиться у предшественников. Каждая глава богато проиллюстрирована архивными фотоматериалами и дополнена примерами из поп-культуры — на страницах встретятся и кейсы Ким Кардашьян, и разборы от тг-канала «Беспощадный пиарщик».
Книга поможет по-новому взглянуть на историю российского бизнеса, вдохновит на собственные смелые эксперименты и поиск нестандартных решений.
Оставьте первый комментарий