«Любой проект для меня начинается с исследования. Мне было интересно, какие у современного села есть „точки притяжения” жителей, чем они различаются, какими функциями наделены», — рассказывает гостья нашей рубрики фотограф Ксения Инверс, лауреат конкурса «Молодые фотографы России–2022» за серию «За стеллажами». Для того, чтобы создать свой проект о сельских библиотеках, она посетила 65 сельских библиотек в 4 регионах России: Республика Мордовия, Новгородская область, Саратовская область, Смоленская область. Проект начат в 2020 году и продолжается.
Ксения Инверс — победительница и финалистка международных и российских конкурсов (Urbanautica Institute Annual Awards, Blurring the Lines, Portrait of Humanity Photography Awards и другие). Её работы публиковались в British Journal of Photography, Esquire, BOOOOOOOM, The Moscow Times, Wonderzine, Lampoon Magazine, NOICE Magazine, Float Magazine и других печатных и онлайн-изданиях.
Ксения рассказывает о себе и о проекте: Заниматься фотографией я хотела всю жизнь, хотя сначала окончила МГУ — у меня диплом социального антрополога (этнолога). В университете мы несколько раз ездили в экспедиции в отдаленные регионы. Мне нравился процесс погружения в новую среду, общение с людьми, интервью. Единственная проблема была в том, что визуальная сторона вопроса занимала меня гораздо больше, чем написание научных текстов. Так что я решила учиться дальше — получила диплом магистра кинокритики в РГГУ, а потом изучала современную фотографию в школе Докдокдок и школе им. Родченко. Мне всегда хотелось сочетать визуальную силу и красоту изображения с глубоким научным погружением в исследуемую тему. В серии «За стеллажами» я беру на себя обе функции: я одновременно и художник, и социальный антрополог. Я стараюсь получать снимки, в которых важную роль играет цвет и композиция, но при этом не искажаю реальность. Будь я только учёным, которого не интересует эстетика изображения, получилась бы диссертация или снятое одним дублем научное видео. Будь я просто художественным фотографом, могла бы, например, принести свой реквизит вместо того чтобы работать с реальными объектами и пространствами. Я пробую соблюдать баланс между этими двумя подходами. Расстояния в России очень большие, например, снять 12 библиотек в Саратовской области — это в общей сложности 4000 километров пути. Только чтобы проехать область из конца в конец нужно 9 часов. К настоящему времени я провела съёмку в четырёх регионах России. По дороге любуешься природой и неизменно встречаешь интересных людей. На самом деле, это такой образ жизни. Надо только свыкнуться с мыслью о том, что он ничего общего не имеет с «нормальным» распорядком. Сельские библиотеки — неотъемлемая часть социальной структуры сел, их общественной жизни. Чтение является не единственным поводом для посещения: каждая библиотека — это просветительский, культурный, досуговый центр: здесь делятся новостями, отмечают памятные даты, собираются для общения. Библиотеки можно посещать бесплатно. Это крайне важно в регионах с низким уровнем дохода, где люди не могут позволить себе тратить много денег на культуру и образование. Уже в процессе съемок мне стало ясно, что этот проект не только и не столько про сельские библиотеки — он про женщин, которые тащат на себе культурную жизнь российской провинции.