В декабре 1947 года в очередном выпуске американского журнала «Четыре цвета» появился комикс «Рождество на Медвежьей горе». Казалось бы, ещё одна предпраздничная история. Вот только до той поры у знаменитого мультяшного селезня Дональда Дака и его племянников не было богатого дядюшки Скруджа.
А началось всё с парня из Орегона по имени Карл Баркс (1901—2000). За свою жизнь Карл много чем занимался, в том числе несколько лет трудился в отделе сценаристов студии Уолта Диснея. Он участвовал в создании сюжетов классических короткометражек «Современные изобретения», «Племянники Дональда», «Мистер Дак идёт на свидание» для восходящей анимационной звезды — Дональда Дака. По воспоминаниям коллег, Баркс с увлечением подходил к своей работе и привносил множество новых идей, способствовавших развитию образа Дональда и его окружения.
К сожалению, из-за проблем со здоровьем в начале 1940-х ему пришлось покинуть студию. Но любимых уток он не бросил: через какое-то время Баркс отправился в издательство «Dell» с предложением рисовать для них истории о Дональде Даке. Но для начала ему предложили проиллюстрировать готовый сценарий, и художник позволил себе внести коррективы в сюжет. Улучшения настолько поразили редактора, что Баркс тут же получил карт-бланш на создание собственных сюжетов для комиксов. Так и началась карьера комиксиста, в будущем прозванного «человеком-уткой».
В последующие годы Баркс работал над множеством новых утиных приключений. В его историях Дональд Дак и племянники-тройняшки живут в городе Дакбург, решают повседневные проблемы и часто отправляются на поиски приключений, попадая в необычные и комические ситуации.
Каждый месяц из-под пера Баркса выходила новая десятистраничная история «Комиксы и истории Уолта Диснея». 4-6 раз в год публиковали большие 24-32-страничные приключения для журнала «Четыре цвета». Часто он рисовал и одностраничные комиксы для заполнения пустующих полос. За всю карьеру комиксиста Карл Баркс создал около 500 замечательных историй.
Но звёздный час Баркса — 1940—1950-е годы: время свежих идей и новых персонажей. И одним из самых известных стал Скрудж Макдак из праздничного комикса «Рождество на Медвежьей горе».
Поначалу богатый дядюшка Скрудж отнюдь не был положительным персонажем, каким многие его помнят по «Утиным историям».
Старый селезень, позаимствовавший образы классических скупердяев вроде Эбенезера Скруджа и Чарльза Фостера Кейна, не любил ни родственников, ни праздники, но был совсем не против жестоко подшутить над племянниками на Рождество. Он приглашает Дональда и детей в свой домик в горах, а сам собирается переодеться медведем и напугать их. Вот только никто не рассчитывал, что на праздник заглянут настоящие медведи.
Впоследствии Баркс признавался, что не планировал делать Скруджа постоянным героем утиных приключений. Но появление богатого дяди с его личными интересами открыло много новых возможностей в утиных историях. Не может же старик Скрудж в одиночку отправиться на поиски сокровищ в фамильном шотландском замке с привидениями, не взяв с собой отважных племянников! И именно за благосклонность дяди героям приходится бороться с кузеном Глэдстоуном — ещё одним новым персонажем Баркса — в попытках отыскать единорога для личного зоопарка Макдака и получить щедрое вознаграждение.
До появления в 1952 году журнала «Дядюшка Скрудж» образ старого скряги постепенно формировался. Баркс придумывал всё больше деталей из жизни Скруджа. Отнюдь не все были вдохновляющими примерами благородства. Так, в одном из первых комиксов («Худу-вуду») Скрудж рассказал, что африканский шаман проклял его за отнятые обманом земли и сожжённые поселения туземцев. Всё же Скрудж Макдак был детищем колониальной эпохи. В то же время формируются такие черты его характера, как трудолюбие и верность своему слову. В историях начинают появляться знаменитое хранилище Скруджа, где он буквально купается в деньгах, его первая монетка, титул «богатейшего селезня в мире» и первые враги — братья Гавс. Но самое главное — из противного богатого старика Скрудж постепенно превратился в героя приключений, любящего деньги и поиск сокровищ, жадного, но честного. О своём успехе Скрудж любит повторять, что он был «умнейшим из умных и упорнейшим из упорных и достиг всего честным трудом».
«Всего лишь бедный старичок» — ещё одна значимая история для понимания уже сформированного персонажа Скруджа, показывающая двойственность его богатой жизни, полной не только стяжательства и гордости за свою работу, но и постоянной паранойи и страха в одночасье потерять всё, что с большим трудом нажил. Скрудж помнит каждую заработанную монетку лучше, чем людей, а все его деньги — не только материальное богатство, но и часть воспоминаний о великих приключениях и труде. Скрудж упорно мечтает научить племянников бизнесу, но простым людям в 50-х не хочется экономить каждый цент. Бесконечному накопительству Дональд Дак всегда предпочтёт бутылку сладкой кремовой соды. А дядя Скрудж всегда готов дать ему подработку, платя всего 35 центов в час, да и то — из щедрости к родственникам.
На протяжении последующих лет читатели комиксов путешествуют вместе со Скруджем по новым экзотическим местам: ищут сокровища в Южной Америке и Тибете, погружаются на дно океана к самой Атлантиде, встречаются с крошечными пришельцами или в очередной раз сталкиваются с бандой братьев Гавс, упорно пытающихся ограбить хранилище старого Макдака. Деньги, амбиции и прошлое Скруджа выстроили новый утиный мир поверх старого.
В начале 50-х Скрудж становится новой звездой компании «Дисней», получает собственный журнал комиксов, а над историями про него трудится уже целая команда сценаристов и художников. Издание «Дядюшка Скрудж» с переменным успехом остаётся на американском рынке, преодолев отметку в 550 выпусков в 2019 году.
Неудивительно, что харизматичный искатель приключений и богатств приглянулся и за рубежом: права на франшизу купили многие издательства Европы и Бразилии, где диснеевские комиксы обрели оглушительную популярность. И сегодня истории о приключениях Дональда и Скруджа ежемесячно издаются здесь многотысячными тиражами. А такие европейские авторы, как Романо Скарпа, Гвидо Мартина, Ларс Дженсен, Франческо Артибани во многом задали новые векторы развития персонажа Скруджа Макдака. В то время как Баркс всё больше ударялся в изображение Скруджа как честного бизнесмена, Гвидо Мартина, например, увидел в нём больше циничного, грубого и расчётливого дельца без явных признаков наличия совести, что во многом определило общее настроение итальянских комиксов об утках.
Кроме того, итальянские авторы ввели в мир Скруджа много новых и ярких персонажей. Мир Скруджа больше не ограничивался племянниками, работниками офиса и парой-тройкой постоянных злодеев. В итальянских историях Скрудж постоянно бегает от влюблённой в него гусыни Бригитты, воспитывает внучку своей возлюбленной с Юкона и часто ссорится с младшим братом-газетчиком Гидеоном и конкурентом Джоном Рокердаком, предпочитающим богатую и роскошную жизнь… О новых увлекательных поворотах в старой истории американцы узнали лишь в конце 1990-х, когда на американский рынок впервые попали европейские версии комикса.
В 1967 году Карл Баркс решил уйти из комиксной индустрии. В 70-х высокая конкурентность на рынке комиксов серьёзно ударила по диснеевским журналам. Появление в 1980-х мультсериала «Утиные истории» вызвало новый взлёт популярности историй про Скруджа.
В 1991 году Баркс был удостоен премии «Легенды Диснея». Даже уйдя на покой, он продолжал рисовать, консультировать новых авторов историй про Скруджа. Один из них — Дон Роса, большой фанат Скруджа и Баркса, не только создал множество новых утиных приключений, но и выпустил знаменитый комикс «Жизнь и времена Скруджа Макдака», основанный на оригинальных комиксах Карла Баркса. Это эпическая сага, история жизни богатейшего селезня в двенадцати частях, история великих побед и великих потерь Скруджа в начале прошлого века. И в последней части Роса закольцовывает историю, возвращая читателей к временам «Рождества на Медвежьей горе» 1947 года и предлагая свою версию недосказанных событий, когда Скрудж вернул в свою жизнь самое главное — семью и самоуважение.
И по сей день в комиксах и мультфильмах Рождество настигает Скруджа неожиданной катастрофой, ломая все его планы и заставляя тратить деньги не на себя, а на семью. Но Скрудж больше не стремится красть удовольствие от праздника, ведь он добился гораздо большего — он похитил ваше внимание у Дональда. И, что самое главное, он сделал это честно!
Избранные комиксы из коллекции РГБМ:
- Баркс К. Дональд Дак. Рождество на Медвежьей горе. — 2018 — (Disney comics. Утиные истории).
- Баркс К. Дядюшка Скрудж. Семь золотых городов. — 2018. — (Disney comics. Утиные истории).
- Баркс К. Дядюшка Скрудж. Всего лишь бедный старичок. — 2017. — (Disney comics. Утиные истории).
- Роса Д. Дядюшка Скрудж и Дональд Дак. [Последний из клана Макдаков. Комиксы для среднего и старшего школьного возраста]. — 2017. — (Disney comics. Утиные истории).
- Роса Д. Дядюшка Скрудж и Дональд Дак. [Самый богатый селезень в мире]. — 2018. — (Disney comics. Утиные истории).