Интерес читателя к историям, основанным на фактах, всегда был велик, и это не только природное любопытство. Немаловажно, что герои таких произведений — реальные люди, а не супергерои, с которыми сложно себя ассоциировать. Истории из жизни приоткрывают окно в прошлое, но, кроме того, они обучают, делая это в интересной и доступной форме. А когда книга особенно увлекательная, по ней можно снять затягивающий сериал.
«Имя мне ночь» по автобиографии Фауны Ходел «Однажды она потемнеет: мистическое бытие Фауны Ходел»
В 2008 году американская писательницы Фауна Ходел выпустила свою автобиографию. В ней она рассказала, как в шестнадцать лет, узнав о том, что её воспитывают приёмные родители, отправилась на поиски своей биологической семьи. Запутанный клубок секретов и загадок привёл её к Ходелам.
Её дед, известный врач Джордж Ходел, обладал запредельно высоким IQ, удивлял своей игрой на пианино самого Рахманинова и всю жизнь ловко уворачивался от скандалов, которые преследовали его. Главный из них связывал Джорджа с загадочной смертью девушки, известной всему миру под прозвищем Чёрная орхидея (или Чёрный георгин). Её убийство оказалось самым сложным, долгим и запутанным делом за всю историю ФБР, а виновный так и не был найден. Всё указывало на Ходела, но доказательств не было.
Создатели мини-сериала «Имя мне ночь» по книге Фауны решили возродить стиль нуар и сняли загадочную и тёмную историю, которая при помощи тщательно подобранного антуража погружает зрителя в середину прошлого столетия. Это история не только и не столько о Ходелах, сколько о расовой сегрегации, социальных потрясениях того периода и о том, каково это узнавать, кто же ты есть на самом деле.
«Уловка–22» по одноимённому роману Джозефа Хеллера
Американский писатель Джозеф Хеллер пошёл в армию в 1942 году и за время службы совершил шестьдесят боевых полетов, хотя и шутил, что в основном летал за молоком. Почти двадцать лет спустя вышел роман «Уловка–22», который он никогда не называл автобиографическим и часто подчёркивал, что описанных недобросовестных командиров в жизни не встречал. Тем не менее действие романа разворачивается именно там, где он служил, а главного героя Хеллер списал с армейского друга, как и многие ситуации в книге. Произведение заостряет внимание на том, что на войне врагом солдата может оказаться не только противник, но и сослуживцы, каждый из которых преследует свои личные корыстные цели.
Капитан Йоссариан возмущён самой сутью войны — каждый день его пытаются убить те, кто даже его не знает. Он всеми способами пытается уклониться от боевых вылетов и вернуться домой, но командиры постоянно увеличивают количество обязательных полётов. Избежать опасных заданий, притворившись больным, не получается, в этом и заключается парадокс уловки:
«Уловка двадцать два» разъясняла, что забота о себе самом перед лицом прямой и непосредственной опасности является проявлением здравого смысла. Орр был сумасшедшим, и его можно было освободить от полетов. Единственное, что он должен был для этого сделать, — попросить. Но как только он попросит, его тут же перестанут считать сумасшедшим и заставят снова летать на задания. Орр сумасшедший, раз он продолжает летать. Он был бы нормальным, если бы захотел перестать летать; но если он нормален, он обязан летать.
Армейской историей заинтересовался Джордж Клуни. Помимо того, что он выступает режиссёром и продюсером сериала, он сыграл в нём одну из главных ролей. Съёмки, как и действие романа, проходили в Италии. Создатели обещают глубокую, философскую и антивоенную комедию, близкую по содержанию к истории Хеллера. Премьера назначена на 17 мая 2019 года.
«Трагедия в Уэйко» по автобиографиям Дэвида Тибоди «Место под названием Уэйко: история выжившего» и Гэри Ноеснера «Выигрывая время: моя жизнь в качестве переговорщика ФБР»
Создавая историю осады ранчо «Маунт Кармел», сценаристы использовали все доступные источники, чтобы осветить конфликт с разных точек зрения. Они опирались на две автобиографии участников противостояния, а также на исторические архивы. Книга Дэвида Тибоди, одного из немногих переживших осаду членов секты «Ветвь Давидова», вышла в свет через шесть лет после трагедии. А переговорщик ФБР Гэри Ноеснер смог перенести свой опыт на бумагу намного позже и выпустил автобиографию в 2007 году.
В 1993 году ФБР заподозрило некоторых членов закрытой общины в нарушении оружейного законодательства, было оно недовольно и условиями, в которых проживали члены секты, особенно дети. Правительственные силы выдвинулись для обыска, но наткнулись на вооружённое сопротивление. Не пускать ФБР за ворота ранчо удалось 51 день. На это время осада «Маунт Кармел» стала главной новостью страны. СМИ связались с харизматичным главой секты, который сумел убедить часть населения, что атака правительства беспочвенна и направлена на их веру и гражданские права. Осада завершилась жёстким прорывом ФБР и Национальной гвардии. На ранчо начался пожар, в котором погибли 82 члена секты, включая лидера. После этой трагедии многие принципы работы ФБР были пересмотрены.
Чтобы раскрыть столь сложную и запутанную историю, требовался сериальный формат. Поэтому две автобиографии вылились в шесть серий, которые показывают как жизнь внутри ранчо в дни осады, так и сложности, с которыми столкнулось ФБР. Оба автора присутствовали на съёмочной площадке в качестве консультантов и, хотя были во многом друг с другом не согласны, сошлись на том, что это был важный исторический урок.
«Чрезвычайно английский скандал» по одноимённой книге Джона Престона
Это не единственная книга, написанная о противоречивом судебном разбирательстве 1979 года, но именно журналисту и писателю Джону Престону удалось элегантно освятить столько деликатную тему, не выходя за рамки жанра документальной литературы. Вышедшая в 2016 году, она наделала немало шума и сразу заинтересовала телевизионщиков.
В 1978 году начались слушания по делу Джереми Торпа, лидера Либеральной партии Соединенного Королевства, которого обвиняли в заказе убийства Нормана Скотта. Торпа и Скотта в начале 1960-х годов якобы связывали отношения, которые на тот момент были нелегальны в Великобритании. Из страха за свою карьеру в случае, если их связь будет обнародована, Торп решился на убийство — такие обвинения выдвинул Скотт. Однако улики и свидетели Скотта не оказались убедительными, и дело рассыпалось, как карточный домик. В июне 1979 года Торпа оправдали, но политику всё же пришлось распрощаться с должностью. В 2014 году дело подняли из архива из-за подозрения, что некоторые факты были сфабрикованы, но Торпа вновь оправдали, посмертно.
На главную роль Джереми Торпа позвали любимца публики Хью Гранта. Его перевоплощение критики назвали чуть ли не лучшей ролью актёра за всю долгую карьеру. Картина фокусируется на периоде с 1976 по 1979 годы, углубляясь на 15 лет назад, показывая социальную и политическую жизнь того времени. Съёмочная команда в своей работе основывалась не только на книге Престона, но на сведениях, полученных из архивов. Несмотря на драматичность истории, сериал, конечно же, не смог обойтись без английского юмора.
«Патрик Мелроуз» по серии романов Эдварда Сент-Обина
Автор называет цикл из пяти романов о Патрике Мелроузе полубиографическим, не раскрывая до конца, что он взял из собственной жизни, а что придумал. Однако он не скрывает, что многое в книгах всё-таки правда — несчастное детство, наркотическая зависимость, развод. Книги о Патрике были написаны в период с 1992 по 2012 год и исследуют его непростую борьбу с демонами прошлого и настоящего. Всё, что мы знаем о жизни представителей высшего общества, автор советует оставить позади, показывая, что аристократические семьи бывают счастливыми только на фотографиях.
К писательству Сент-Обина подтолкнула терапия и попытка избавиться от наркозависимости. А вот к ней его привело несчастное детство, которое он описывает через своего героя. Жестокий отец и равнодушная спивающаяся мать оставили в жизни автора раны, которые он пытался залечить, создавая романы. Искренность писателя оценили читатели и критики, которые отметили книжными наградами почти каждое творение о Патрике Мелроузе.
Главную роль в сериале исполнил Бенедикт Камбербэтч, который давно хотел сыграть этого персонажа, кроме того, актёр выступил и в качестве продюсера. Создателям «Патрика Мелроуза» удалось передать ощущения одиночества, отчаяния и надежды на лучшее будущее. Нелинейное повествование постоянно возвращает уже взрослого героя в детство, к истокам его боли и проблем, показывая, насколько тесно в его сознании сплелись прошлое и настоящее. Итог стараний команды — сериал стал одним из самых успешных проектов прошлого года.