Литературные и кинематографические интересы советской молодёжи

Мария МАЗУРИЦКАЯ

 

Советская эпоха — наиболее противоречивый и неоднозначный период в истории развития России. Практически все социально-культурные явления, существовавшие в советское время, имеют как положительные, так и отрицательные стороны. Это относится и к культуре, которая, с одной стороны, способствовала формированию в людях чувства патриотизма, товарищества, уважения к старшим, с другой же, культивировала в обществе подозрительность, бескомпромиссность, неприятие ценностей и образа жизни, не совпадающих с государственной идеологией. Всё это находило отражение и в культуре. Неслучайно В.И. Ленин особое внимание уделял развитию тех её сфер, которые оказывают наибольшее воздействие на людей. И главнейшим из искусств, как известно, сразу было признано кино, способное воздействовать на самую массовую из всех возможных аудиторий.

 
В 1920-е гг. только начинал формироваться новый советский кинематограф (хотя фильмы активно снимались и в дореволюционной России), поэтому репертуар кинотеатров в первое послереволюционное десятилетие в основном всё ещё составляли зарубежные и дореволюционные фильмы. Многие из них, разумеется, не совпадали с идеологическими принципами, декларируемыми государством, что вызывало крайнюю обеспокоенность чиновников от культуры. Так, кинорежиссер и сценарист В.В. Вайншток подчеркивал, что просмотр зарубежных фильмов оказывает особенно негативное воздействие на молодёжь, являющуюся основным посетителем кинотеатров:

«Несоизмеримо велик вред от буржуазных фильмов, не только прямо контрреволюционных, но и, на первый взгляд, безвредных, однако развращающих своей сентиментальщиной и копанием в мелких личных переживаниях» (Вайншток В.П., Якобзон Д. Кино и молодежь. М.; Л., 1926. С. 19). Режиссёр призывал ограничить показ зарубежных фильмов и снимать киноленты, освещающие революционные события в романтическо-приключенческом ключе и привлекающие тем самым молодёжную аудиторию. О том, что рекомендации В.В. Вайнштока были услышаны, свидетельствует тот факт, что по результатам проведённого в 1927 году анкетирования молодых кинозрителей, советским фильмам стало отдавать предпочтение 45% молодёжи, а зарубежным всего 20 %. Своим самым любимым фильмом 97% участвующих в анкетировании молодых людей назвали картину С.М. Эйзенштейна «Броненосец Потёмкин» (Трояновский А.В., Егиазаров Р.И. Изучение кино-зрителя. М; Л., 1928. 98 с.).

 

Кадр из фильма «Броненосец Потёмкин»
Кадр из фильма «Броненосец Потёмкин»

Другой сферой культуры, оказывавшей значительное влияние на формирование мировоззрения и системы ценностей советской молодёжи, была литература. В 1920-е гг. чтение художественной литературы занимало в жизни советской молодежи значительное место: многие молодые люди относительно недавно освоили грамоту и стремились восполнить пробел в знаниях и приобщиться не только к современной литературе, но и к классике. Известный советский библиотековед Ф.И. Каратыги, изучив читательские предпочтения молодых комсомольцев первой половины 1920-х гг., пришёл к выводу, что самые читаемые авторы в этой среде — Дж. Лондон, Э. Золя, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский (Каратыгин Ф. Об изучении читательских интересов : что читают рабочие-комсомольцы // Коммунист. просвещение. 1925. № 3/4. С. 156─157).

Однако уже спустя несколько лет интерес молодёжи к произведениям советских авторов начал возрастать. Результаты проведённого в 1928 году социологического исследования показали, что наибольшей популярностью у молодых людей пользуются «Разгром» А.А. Фадеева, «Ташкент — город хлебный» А.С. Неверова, «Железный поток» А. Серафимовича, «Чапаев» Д.А. Фурманова (Что читает рабочая молодежь: по материалам выбороч. обследования москов. раб. б-к. М., 1930. 70 с.). Вместе с тем некоторые молодые люди, как показало исследование, увлекаются творчеством С.А. Есенина и М.А. Зощенко — авторов, отношение к которым на официальном уровне было весьма негативным. Среди классиков русской литературы наиболее читаемыми авторами стали Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. В сферу читательских интересов молодёжи вошли и произведения зарубежных авторов, а частности «Сердца трёх» и «Мартин Иден» Дж. Лондона, «Собор Парижской богоматери» В. Гюго. Как видим, читательские предпочтения молодёжи 1920-х гг. были достаточно разносторонними. При этом, несмотря на убеждённость молодых людей 1920-х гг. в истинности идеалов и ценностей советской политической системы, их читательские предпочтения не всегда вписывались в существующую идеологическую парадигму, о чём свидетельствует их интерес к творчеству С.А. Есенина и М.А. Зощенко.

 

Читательские предпочтения советской молодёжи конца 1920-х гг.
Читательские предпочтения советской молодёжи конца 1920-х гг.

В начале 1930-х гг. с окончательным утверждением культа И.В. Сталина в СССР стало складываться тоталитарное государство с жёстким контролем над всеми сферами жизни общества и деятельности людей, включая и культуру. Изучение общественного мнения, в том числе касающегося вопросов чтения, не поощрялось. Однако ряд учёных всё же продолжало изучение читательских предпочтений советской молодёжи. Большой интерес вызывает, например, проведённое в 1934 году Д.А. Лекаренко и В.А. Невским исследование «Читательский спрос рабочей молодежи» (Красный библиотекарь. 1935. № 6. С. 20─23), в котором они сравнивали предпочтения комсомольской и беспартийной молодёжи в литературной сфере. Приоритеты в этих группах распределились следующим образом: «на первом месте современные советские произведения — 43,2% всего спроса, затем следуют русские классики — 17,3%, современные иностранные писатели — 6,5 %, и, наконец, иностранные классики — 3,5 % всего спроса» (Лекаренко Д., Невский В.А., С. 21—22). При этом наибольшим спросом молодёжи, согласно исследователям, пользовались такие произведения, как «Человек меняет кожу» Б. Ясенского, «Петр Первый» А.Н. Толстого, и «Поднятая целина» М.А. Шолохова. Таким образом, в 1930-е гг. у советской молодёжи произошли «…существенные изменения в читаемости художественной литературы по сравнению с прошлыми годами, а именно, значительное усиление интереса к произведениям советских писателей и большое снижение спроса на переводную литературу» (Лекаренко Д., Невский В.А., С. 22).

 

Читательские предпочтения советской молодёжи 1930-х гг.
Читательские предпочтения советской молодёжи 1930-х гг.

Это десятилетие было ознаменовано новым этапом развития советского киноискусства — появлением звукового советского кино, что привело и к большей популярности кино среди молодой аудитории. Увлечение кинематографом побуждало молодых людей поступать в киношколы, кинотехникумы, ВГИК… Приход в кинематограф молодых режиссёров, сценаристов и актёров стимулировало появление большого количества фильмом, главными героями которых были молодые комсомольцы, представленные как «борцы и активные строители социалистического общества» (Молодежь советского кино. М., 1938. С. 6). Яркие примеры такого кино — дилогия Г. Козинцева и Л. Трауберга «Юность Максима» и «Возвращение Максима», «Комсомольск» и «Семеро смелых» С.А. Герасимова.

 

Кадр из фильма «Семеро смелых»
Кадр из фильма «Семеро смелых»

Начало Великой Отечественной войны потребовало изменения многих идеологических установок довоенных лет. Во главу угла были поставлены национальный, а не классовый патриотизм и обращение к историческому опыту отражения вражеских нашествий. Перед советской литературой и кинематографом военного времени выдвигалась задача активного содействия патриотическому воспитанию граждан и пробуждению ненависти к захватчикам, что утверждало в системе ценностей людей, в том числе и молодёжи, высокую гражданскую позицию, выраженную в чувстве личной ответственности за судьбу Отечества. В первое послевоенное десятилетие тема Великой Отечественной войны продолжала оставаться центральной в литературе и в кино, что не могло не повлиять на предпочтения молодых читателей. Это подтверждают результаты анкетирования молодёжи «Что читают молодые читатели московских библиотек из советской художественной литературы», проведённого в 1948 году П.И. Гуровым (Библиотекарь. 1948. № 8. С. 33—35). Общее количество респондентов составило 780 человек. Молодым людям был задан вопрос: «Какую книгу из современной советской художественной литературы вы любите?». В число любимых произведений вошли «Молодая гвардия» А.А. Фадеева (390 чел.), «Как закалялась сталь» Н.А. Островского (170 чел.), «Повесть о настоящем человека» Б. П. Полевого (108 чел.) «Два капитана» В.А. Каверина (77 чел.). Важно, что из четырёх указанных произведений три посвящены Великой Отечественной войне и написаны почти сразу после её окончания, а роман Н.А. Островского, созданный в довоенное время, по своей идее очень близок названным молодёжью произведениям В.А. Каверина, Б.П. Полевого и М.А. Шолохова, поскольку все они о людях, обладающих огромной силой духа.

Усиление временно ослабленного в военное время идеологического диктата негативным образом сказывалось на советской культуре и в первую очередь на кинематографе, в котором наступил период «малокартинья». Вместе с тем в послевоенные годы был создан фильм, признанный лучшим произведением советского кинематографа этого периода и сразу завоевавший любовь молодёжной аудитории — «Молодая гвардия» С.А. Герасимова. Содержание фильма не ограничивалось военной проблематикой, а предполагало акцент на нравственных качествах, проявленных молодёжью в годы Великой Отечественной войны.

 

Кадр из фильма «Молодая гвардия»
Кадр из фильма «Молодая гвардия»

 
Окончание в следующеим номере

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*