Тростниковое перо — это круто

Александр ПУРНИК

Рембрандт «Точильщик перьев»
Тростниковое перо, тушь, бумага

А сегодня — своеобразный мастер-класс по каллиграфии в МедиаLAB, или история и применение тростникового пера.

Когда люди впервые начали фиксировать мысли на носителе, то принципиальных способов сделать это у них было два:

Процарапать нечто на носителе. Именно так сформированы на образцах нашего музея тексты на бамбуке (иероглифы) и на бересте.

И хотя инструмент для письма на бамбуке называется «писало», представляет он собой «стержень» для выцарапывания текста на подложке. Не следует думать, что желание «изуродовать» носитель не является актуальным. Как раз с появлением компьютеров начали «дырявить» носитель (перфолента/перфокарта). А уж CD-ROM, на котором информацию «выжигают» лазерным лучом на подложке, и вообще является прямым потомком берестяных текстов.

Испачкать носитель чем-то. Речь идёт о том, чтобы нанести на носитель некоторое красящее вещество, с помощью которого изобразить текст и сопутствующие изображения. Красящее вещество могло быть разных цветов, но в русском языке его традиционно называют «чернило». И эта технология, почти без перемен, дожила до наших дней и представлена «струйными» принтерами и «перьевыми» плоттерами.

Именно технология «что написано пером, того не вырубить топором» и будет предметом нашего обсуждения. Я ещё успел застать в школе уроки чистописания и до сих пор с благодарностью вспоминаю то счастливое время, когда удалось перейти на шариковую ручку и забыть о письме пером.

Однако во время мастер-класса по каллиграфии, который 24 апреля 2015 года прошёл в РГБМ в рамках Библионочи-2015, я узнал для себя много нового. Выяснилось, что каллиграфия — это серьёзно и что этим всерьёз занимаются серьёзные люди. И что есть много людей, которым это интересно и которые готовы ради того, чтобы с этим познакомиться, прийти специально и принять участие в мастер-классе. Для начала выяснилось, что существует ДВА различных типа пера.

Оба образчика нам подарили, и они теперь выставлены в музее.

На первой картинке — тростниковое перо. Оно относится к категории «широкое перо». Термин означает, что на пишущем кончике нет прорези, и толщина линии зависит от поворота пера, а не от «нажима». Данное перо заточено под письмо правой рукой слева — направо. Аналог, заточенный под писание справа — налево называют калам (или калям).

На второй картинке изображено гусиное перо (в коллекции есть и глухариное перо). Оно относится к категории «узкое перо».

Термин означает, что на пишущем кончике есть прорезь, и толщина линии зависит от «нажима». Именно таким типом пера все мы писали в школе. То, что оно было металлическим, ничего принципиально не меняет.

Инструмент подробно описан в книге Александра Кондратьева «Как сделать тростниковое перо и как им рисовать» (2014), которую нам удалось купить в ОЗОНе. Выяснилось, что тростниковое перо — это действительно круто.
Вот какие примеры приведены в этой книге:

Александр Голомазов «Ворона», «Лось» Тростниковое перо, тушь, бумага
Александр Голомазов «Ворона», «Лось»
Тростниковое перо, тушь, бумага

Хотя, конечно, имеющиеся в фонде музея открытки с образцами текстовой каллиграфии, созданные узким пером, тоже вызывают восторг и восхищение.