Эрмитаж представит в Главном штабе «Книгу бытия» художника Андрея Ланского.
Новая выставка Кабинета книги художника приурочена к юбилею «Книги Бытия» Андрея Ланского, появившейся на свет полвека назад, в 1966 году. Это издание экстраординарно даже по меркам того особого «жанра» книжного искусства, который мы называем книгой художника в широком смысле и livre dartiste в более узком и точном. Текст первых двух глав Книги Бытия рассказ о сотворении мира оформлен как огромный разноцветный манускрипт, воспроизведенный в технике литографии. «Иллюстрации» к нему абстрактные композиции со сложной игрой цветовых пятен и линий. Место этой работы в истории livre dartiste до сих пор недостаточно оценено (возможно, потому, что сам мастер сейчас далеко не так известен, как раньше, в 1940–1960-е годы, когда в нем видели одного из лидеров новой волны абстрактного искусства), но она, несомненно, входит в число выдающихся книг, созданных художниками XX века.
Рядом с книгой Ланского экспонируется более пятидесяти изданий, призванных показать контекст или, точнее, несколько контекстов, в которых может рассматриваться работа мастера.
Прежде всего, это контекст тематический: первый раздел экспозиции объединяет иллюстрации художников XX века к рассказу о сотворении мира. Во-вторых, это контекст истории «рукописной» книги, получившей широкое распространение в livre dartiste начиная с 1940-х годов; к этому ряду работ примыкают «самописные» книги мастеров русского авангарда, появившиеся значительно раньше. Третью группу образуют издания, оформленные художниками-абстракционистами: они позволяют задаться вопросом о том, какова роль абстрактной «иллюстрации» в книге, и вместе с тем демонстрируют характерные тенденции беспредметного искусства «эпохи Ланского». Наконец графические листы самого художника, дающие представление и о его работе в livre dartiste, и об особенностях его нефигуративной манеры в целом.
Выставка организована Государственным Эрмитажем совместно с Марком Башмаковым при участии Государственного Русского музея, Библиотеки Российской академии наук, Российской национальной библиотеки, PS Gallery и Михаила Карасика.
Источник: Государственный Эрмитаж