Библиотекарь — профессия-пенсионер. Поверили? И напрасно

Ирина МИХНОВА

© Kat

«Сейчас — как раз то самое время, когда настоящее прямо на наших глазах превращается в будущее». Слова, сказанные всемирно известным фантастом Айзеком Азимовым незадолго до смерти (в книге «Путь к Основанию», 1993), и спустя четверть века не только сохраняют, но и невероятно обостряют свою актуальность. И вполне логично, что они стали эпиграфом к «Атласу новых профессий» (2-е изд., М., 2015), разработанному специалистами Московской школы управления «Сколково» и Агентства стратегических инициатив при Президенте РФ.

 
В заголовок статьи вынесено суждение авторов «Атласа» относительно ряда профессий, которым предрекается в ближайшее десятилетие эдакий «выход на пенсию». Это не означает, что смерть профессии происходит внезапно и повсеместно. Как справедливо замечено, это «процесс, растянутый во времени»: сначала появляются «первые ласточки» (когда отдельные функции заменяются новыми технологическими решениями), потом процесс набирает обороты, но способен растянуться на десятилетия.

То, что во все времена одни профессии сменялись другими — по мере появления новых технологий — вещь нормальная. Проблема в том, что сейчас этот процесс происходит в десятки раз быстрее.

Вряд ли представители той или иной профессии, особенно преданные ей, особенно те, кто недавно получил её и не планирует «эмиграцию» в другую сферу, — так вот вряд ли они легко согласятся со скорым уходом в небытие.

Чтобы нам лучше ориентироваться в ситуации, давайте разберёмся: какие социальные и технологические процессы (назовём их трендами), по мнению авторов «Атласа», меняющие окружающий нас мир и создающие наше будущее, — жёстко отразятся на библиотечной профессии. Одним словом, расширим свой кругозор.

Специалисты выделяют несколько таких трендов, которые уже так или иначе отражаются в/на деятельности библиотек.

Глобализация. В мире появляются уже распределённые команды профессионалов, находящихся в разных странах. Всё чаще в библиотеках появляются сотрудники, которые работают удалённо, контактируя друг с другом и с работодателем через Интернет. В качестве примера приведём совместную работу РГБМ и Стокгольмской молодёжной библиотеки над веб-проектом Step by step (365 дней из жизни библиотеки). Привычным является не только знание специалистами иностранных языков (большинство приходящих в библиотеку выпускников вузов владеют одним или несколькими языками), но также знание и использование в работе международных отраслевых стандартов, регламентов, законодательных норм. Всё большее число специалистов овладевают языком междисциплинарного общения, выходя за пределы компетенции в вопросах своей отрасли. Например, РГБМ, как и многие другие библиотеки, на протяжении последних лет проводит межведомственные проблемные семинары и круглые столы с участием российских и зарубежных «смежников» — социологов, психологов, социальных работников, специалистов по работе с молодёжью, преподавателей, издателей и др. («Государство. Культура. Молодёжь», «Молодёжь — кадровый ресурс будущего», «Молодёжная лексика в культуре повседневности», «Музыка как фактор социализации и самоидентификации молодёжи», «Современные молодёжные субкультуры в контексте формирования молодёжной культурной политики»).

Рост конкуренции. Наиболее успешными оказываются в первую очередь фирмы, предприятия, организации, умеющие создавать новые продукты или услуги, быстро перестраиваться под запросы потребителя (пользователя). Для всех нас очевидно, что библиотека существует на мощном конкурентном рынке образовательных, информационных, культурно-досуговых услуг. Причём конкуренция идёт за свободное время человека, которого у него остаётся после работы, учёбы, сна не так много, а претендуют на него слишком многие.

Рост клиентоориентированности. Высокая конкуренция требует от сотрудника понимания, что именно нужно потребителю (пользователю). Мы называем это человекоориентированностью. И своё лицо библиотека может приобрести лишь в том случае, если при формировании услуг и предложений учитываются меняющиеся потребности разных групп — даже не населения, а личностей, индивидуальностей.

Переход от работы-функции к работе в проекте. Из-за разного рода изменений (включая оптимизацию отрасли) сокращается число рабочих мест, где можно заниматься одним делом всю жизнь. Всё чаще работа в библиотеке организуется в виде разнообразных проектов. Это целиком относится к библиотекам, где деятельность в рамках социокультурных проектов становится превалирующей. Да библиотечная молодёжь и не выдержит всё время заниматься одним видом работы — будь то работа в зале обслуживания, в информационной службе или в издательском секторе. Они с лёгкостью включаются в групповую работу по реализации некоего проекта. Недаром такое распространение получили молодёжные библиотечные объединения.

Автоматизация. Всё чаще появляются сферы деятельности, в которых робот или программа оказываются производительнее или эффективнее, чем выполняющий ту же работу человек. Авторы «Атласа» приводят оценку оксфордских исследователей из Martin School’s Programme on the Impacts of Future Technology, согласно которой в ближайшие 20 лет до 45% существующих рабочих мест в развитых странах будут заменены роботами и компьютерными программами. В библиотечной сфере это проявляется достаточно отчётливо. RFID-технологии, программы библиотечной автоматизации, электронные каталоги, стационарные видеокамеры для автоматической трансляции мероприятий, программы сайтостроения и многое другое меняют состав специалистов в библиотеке, уменьшая число рутинных операций.

Это не означает, что люди останутся безработными — им придётся заняться такой работой, которую роботы выполнять не смогут. «Значительная часть этой работы станет творческой — как следствие, способность к художественному творчеству из удела одиночек-творцов будет становиться массовым явлением. Во-вторых, всё больше профессий будет связано с совместной деятельностью в группах — люди меньше будут работать с механизмами и больше — с другими людьми. Поэтому одним из важных (и повсеместно распространённых) умений станет навык организации работы с отдельными людьми и коллективами», — такова позиция авторов «Атласа новых профессий». Иными словами, творческие профессии и профессии, связанные с работой с людьми, сохранятся в библиотеках, и это хорошо укладывается в новый образ библиотеки.

Интенсивное использование программируемых устройств. Мир будущего предполагает, что почти каждый работник владеет, как минимум, простейшими навыками программирования. Компьютерная грамотность в её сегодняшней версии, та, которую освоили большинство рядовых библиотекарей, необходима, но недостаточна.

Рост сложности систем управления. Системное мышление — необходимый навык, который позволяет человеку разобраться в проблеме и найти решение, быстро включиться в новую работу, а также донести свои идеи до людей. Пожалуй, это самое серьёзное качество, которое необходимо сегодняшним библиотечным менеджерам. И здесь большую роль играет наличие специального образования. И не обязательно библиотечного. В будущей библиотеке должны быть (и уже приходят) профессиональные менеджеры, аналитики, историки, филологи, информационные специалисты, программисты, музыканты, юристы, редакторы… Понятно, что сказанное вступает в противоречие с профстандартами, требующими от каждого базового профильного образования.

Рост требований к экологичности. Навыки, как сформулировано в «Атласе», «экологически ответственного поведения» должны войти в стандартную подготовку любого работника. Такое отношение к окружающей среде должно воспитываться в человеке с момента рождения и стать столь же органичным. Как умение писать и считать. С этим трудно спорить — это относится к каждому, на каком бы месте он ни работал.

Трудно не согласиться с данным набором общемировых трендов, тем более что они уже сейчас находят отражение в библиотечной практике. Но из них пока не вытекает отрицание профессии библиотекаря. Однако эти тренды, безусловно, уже диктуют изменения в профессиональных навыках и наборах компетенций, которые потребуются от библиотечных специалистов, как и от всех других, в ближайшем будущем.

Появляются так называемые надпрофессиональные знания, которые позволяют человеку переходить из одной области в другую, сохраняя свою востребованность.

Давайте пройдёмся по этим навыкам, которые работодатели, принявшие участие в исследовании, отметили как наиболее важные для работников будущего. Разумеется, они вытекают из перечисленных выше трендов:

  • свободное владение английским и знание второго языка, понимание национального и культурного контекста стран-партнёров, понимание специфики работы в отраслях в других странах;
  • навыки межотраслевой коммуникации (понимание технологий, процессов и рыночной ситуации в разных смежных и несмежных отраслях);
  • клиентоориентированность (ориентированность на потребности пользователя), умение работать с запросами потребителя;
  • умение управлять проектами и процессами;
  • работа в режиме высокой неопределённости и быстрой смены условий задач (умения оперативно принимать решения, реагировать на изменение условий работы, распределять ресурсы и управлять своим временем);
  • способность к художественному творчеству, наличие развитого эстетического вкуса;
  • программирование ИТ-решений (управление сложными автоматизированными комплексами, работа с искусственным интеллектом);
  • умение работать с коллективами, группами и отдельными людьми; системное мышление (умение определять сложные системы и работать с ними);
  • бережливое производство, управление производственным процессом, основанное на постоянном стремлении к устранению всех видов потерь, что предполагает вовлечение в процесс оптимизации бизнеса каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя;
  • экологическое мышление.

Каждый может «прикинуть» в голове, какими из перечисленных качеств он обладает, есть ли у него «будущее в будущем».

А теперь переходим к самому главному. В «Атласе новых профессий» перечислены не только профессии будущего, но и устаревающие интеллектуальные профессии. В числе тех, что начнут постепенно исчезать до и после 2020 года, названы библиотекарь, а также близкие к нашей сфере деятельности — документовед, архивист, лектор, копирайтер, корректор, экскурсовод, аналитик, журналист, референт, переводчик, системный администратор.

Итак, нашу судьбу за нас уже решили. Посмотрим, на каких основаниях.

Основную причину исчезновения библиотекаря, документоведа, архивиста авторы книги видят в том, что оцифровка всех библиотек и архивов с возможностью доступа к любой информации 24/7 из любой точки мира производит революцию в архивном и библиотечном деле. Библиотекари и архивариусы в их нынешнем статусе исчезнут, а деятельность по управлению архивами перейдёт в сетевые решения.

Вот тут-то собака и зарыта.

Поскольку сегодня библиотека — это далеко и вовсе не только фонд, который подлежит в будущем тотальной оцифровке и переходу в интернет-пространство, то, согласно «Атласу», исчезнут лишь библиотечные профессии, связанные с разного рода работами с физическим фондом, точнее, с его представлением во внешнюю среду.

Мы и сами уже наблюдаем постепенное исчезновение в библиотечной практике некоторых рутинных функций, которые заменяются роботами или программами. Добавим к ним ещё и волонтёров, которые постепенно внедряются в процесс библиотечного обслуживания и на ряде участков заменяют библиотекарей. Но спектр библиотечных услуг и предложений для населения расширяется, проектная деятельность активизируется, и в библиотеке всё более будут востребованы люди разных профессий и специализаций, разной квалификации.

А значит, мы ещё повоюем. Да и зарубежная практика строительства новых, просторных, технологически «упакованных» зданий библиотек свидетельствует о «живучести» библиотечной идеи и лояльном отношении к ней и общества, и властей.

И те, кто согласился, поверил «Атласу новых профессий» или испугался прогнозируемому выходу профессии библиотекаря на пенсию, могут расслабиться и направить свои размышления в более конструктивное, позитивное русло.

3 комментария

  1. Потрясающе просто и мудро!!!Молодцы!

  2. Спасибо!Коллеги получила огромное удовольствие-потрясающе просто и мудро!!!

  3. В газете «Ведомости» недавно был опубликован материал как раз на эту тему.Цитирую:»Россию ждет дефицит специалистов, способных выполнять аналитическую и творческую работу. К 2025 году нехватка таких кадров может достигнуть 10 миллионов человек. При этом столько же людей могут оказаться невостребованными.
    Такой вывод содержится в исследовании «Россия 2025: от кадров к талантам», проведенном The Boston Consulting Group, WorldSkills Russia и Global Education Futures, сообщает «Роcсийская газета».

Комментарии закрыты.