Дэдпул и нормальное

Кирилл КУТУЗОВ

«Когда вы уже издадите что-нибудь нормальное?» — это, пожалуй, самый распространенный комментарий к анонсам отечественных комикс-издательств. Но что именно неравнодушные читатели называют словом «нормальный» до сих пор едва ли кому-то понятно, в том числе и самим читателям.

 
Считать ли «нормальными» (читай — приемлемыми для среднестатистического отечественного читателя комиксов) вышедшие в издательстве «Комильфо» комиксы о Дэдпуле, оказавшиеся между молотом и наковальней восторгов и ненависти?

Считать ли «нормальными» тех, кто полагает, что в мире комиксов вообще есть какая-то там норма?
Будем разбираться.

Начнём с того, что российская аудитория читателей комиксов неоднородна. Два её полюса — это, с одной стороны, 27—35-летние люди, а с другой — нынешние школьники и студенты, для которых комиксы — это уже привычная часть жизни.

У людей из первой группы, ставших сейчас читателями мейнстримовых комиксов на территории бывшего Союза, было престранное детство — и было оно таким странным где-то до середины 2000-х, до массового распространения интернета и чудесного исчезновения информационного голода.

Нас в равной степени воспитывали американские мультфильмы, нарисованные японцами, и в то же время местные бабушки и дедушки. Нас не удивишь масштабными событиями и кроссоверами: наши «чердаки» сами по себе один большой кроссовер, в котором спокойно уживаются Мурзилка, Корбен Даллас, Леша-курица, Мальчиш-Кибальчиш и Флэш. Потому, наверное, представители горемычного российского комикс-сообщества «старшего» поколения и кидаются в мир рисованной периодики с головой, меряют «Хранителей» и комикс-кодовую супергероику одинаково, невзирая на контекст эпохи, ситуацию на рынке и возрастной ценз. Этакое архаровское рвение простительно тем, кто много лет подряд с одной и той же кассеты смотрел «Кровавый спорт» и «Ну, погоди!», но оттого этот подход всё равно не становится верным. У них — свои требования к «нормальным» комиксам, и главное из них, зачастую, это соответствие современной развлекательной продукции той, что развлекала всех этих ребят в детстве.

В последние годы воссиял странный ореол святости над всем ностальгическим, винтажным и виденным нами когда-то в детстве. И внезапно оказывается, что на восприятие комиксов современными читателями возраста 18+ больше повлияли не комиксы, а мультсериалы по ним, воплощающие канон, которого никогда не было. Тут надо уточнить, что из-за странностей рейтинговых систем на возраст 18+ ориентирована очень солидная доля рынка комиксов, изначально рассчитанная на ребят помладше. И давайте прибавим сюда то, что сегодня речь о комиксах обычно заходит в сети, где уступить в споре и согласиться с чужим мнением — это признак слабости. Иными словами, об адекватном анализе и обсуждении разных явлений в российском мире комиксов говорить не приходится.

А ещё масла в огонь подлили нескончаемые ряды недалёких ребят, которые ответственно заявляют, что комиксы — это серьёзное дело не для средних умов, и уж точно не для детей. Армию людей, утверждающих по незнанию, что комиксы — для детей, оставим за скобками, они-то как раз комиксы не читают и подобное им простительно. И теперь одному множеству читателей кажется, что для комикса обязательно это самое «взрослое» (то есть то, чего нельзя было в школе) — секс, насилие, обсценная лексика. А другое множество требует от комиксов немассовости и элитарности.

И вот что же для нас, таких сложных, является «нормальным»? Мы сами не знаем, даже не знаем точно, что этим «нормальным» не является. Но вот комиксы о Дэдпуле стали идеальным примером этого «нормального» и одновременно «ненормального».

Множество читателей с замиранием сердца ждало появления на русском языке историй о легендарном герое, который ругается и льёт реки крови. Их не устроил «Город Грехов» Фрэнка Миллера — там кровь была черно-белой. Их не устроил комикс «Дедпул: Война Уэйда Уилсона», вышедший в «Ашет-коллекции», и комиксы «Дэдпул убивает…» их тоже не устроили — потому что ни одна живая книга не может сравниться с книгой, годами создаваемой в сердце, ультимативным комиксом «В котором всё есть».

Раньше под «нормальным» подразумевали «не сопливых супергероев, а Дэдпула». А теперь, после кассового успеха кинофильма, (снятого с соблюдением того самого принципа — фильм для совершеннолетних, бравирующий шутками с темами, запретными для школьников, но только школьникам и интересными), и сразу нескольких недорогих доступных и качественно изданных комиксов-аттракционов о герое, «нормальным» стало «что-нибудь кроме этого Дэдпула».

Не исключено, что всё снова сводится к самой вредной привычке — поиску причин для того, чтобы не читать и не покупать. Гораздо проще ждать того самого «нормального» комикса, а то выходят то слишком феминистские, то слишком смешные, то вообще пропагандирующие чуждые ценности — зачем мне, как среднему читателю комиксов, такое читать? А ведь всё это нагромождение поколенческих комплексов мгновенно рухнет, если просто начать читать комиксы. И почему бы и не про Дэдпула?