Прием документов в российские вузы начался 19 июня и продолжится до 24 июля, однако согласно уже полученным данным представляется возможным сделать первые выводы.
«Мы отмечаем в этом году рост интереса абитуриентов к техническим, инженерным, педагогическим и медицинским направлениям подготовки», сказал министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов в ходе проходящего в г. Владивостоке Всероссийского совещания руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.
Он отметил, что такая ситуация соответствует данным, которые были получены в результате проведенного недавно мониторинга трудоустройства выпускников.
«Именно по этим направлениям подготовки мы зафиксировали наибольшую степень трудоустройства выпускников, то есть их востребованность на рынке труда и более высокий уровень заработной оплаты, сказал глава Минобрнауки России, Очень хорошо, что сейчас интерес выпускников сдвигается от экономики, юриспруденции в сторону более полезных для общества профессий.
Конкурс на инженерно-технические специальности в 2014 году составил 6 человек на место, в 2013 году 5,7 человек на место.
Востребованность инженерных специальностей обусловлена прежде всего высоким интересом работодателей к привлечению молодых специалистов, что наглядно показал проведенный Минобрнауки России мониторинг трудоустройства выпускников 2013 года.
По результатам мониторинга самый высокий процент трудоустройства (по большинству специальностей свыше 80%) отмечен именно среди выпускников-инженеров и медиков. Инженерные направления подготовки и специальности лидируют и по показателю средней зарплаты (по ряду направлений подготовки средняя зарплата составляет свыше 40 тыс.руб.).
Реализуемый проект по модернизации педагогического образования и принимаемые меры по повышению зарплаты школьных учителей, повышению престижа профессии учителя приводят к увеличению интереса абитуриентов к педагогическим направлениям подготовки. По итогам мониторинга трудоустройства около 77% выпускников педагогических вузов успешно трудоустраиваются.
Стоит отметить, что адресную подготовку специалистов для конкретных предприятий позволяют обеспечить новые механизмы целевого обучения: после окончания обучения обеспечивается обязательное трудоустройство выпускника в соответствии с полученной квалификацией. Кроме того, во время целевого обучения студенту оказываются меры социальной поддержки в виде стимулирующих выплат и стипендий, компенсации затрат на жилье и т.п. Именно в сфере подготовки будущих инженеров и педагогов целевое обучение получает все большее распространение. Так, например, на целевую подготовку кадров ориентирована программа Минобрнауки России «Кадры для ОПК», в ходе которой осуществляется целевое обучение почти 3 тысяч специалистов в интересах оборонных предприятий. Целевая подготовка будущих педагогов является одной из важнейших задач каждого региона в реализации государственной политики в сфере высшего образования.
Источник: Журнал «Университетская Книга»