Эффективная библиотека, или Как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям

Ирина МИХНОВА, Антон ПУРНИК

 

В руках у нас сигнальный экземпляр давно ожидаемой книги. Ожидаемой – потому что основу её составили материалы одноимённой Открытой авторской онлайн-школы, которую в 2015—2016 годах вели авторы книги. Интерес и азарт слушателей были так велики, что когда дело дошло до непростых проверочных тестов, то число попыток особо упорных доходило до 16 — победа и только победа!

«Она всегда давала себе хорошие советы, хоть следовала им нечасто». Самоирония Алисы, поверенная рациональной логикой её создателя — математика Льюиса Кэрролла, как нельзя лучше отражает отношение к теме, ставшей предметом разговора в книге И.Б. Михновой и А.А. Пурника «Эффективная библиотека: как обустроить библиотеку и сделать её нужной людям» (М.: Рос. гос. б-ка для молодежи, 2018. — 432 с., ил.).

Задумана она несколько лет назад — после того, как специалистами Российской государственной библиотеки для молодежи было подготовлено «Руководство для публичных библиотек России по обслуживанию молодёжи», предложившее ряд новых трактовок и подходов к деятельности публичной библиотеки.

Непосредственным же толчком для написания книги стал позитивный результат работы Открытой авторской онлайн-школы И.Б. Михновой и А.А. Пурника. В течение 2015—2016 годов было проведено девять занятий, по итогам которых желающие смогли пройти тестирование и получить сертификат о прохождении обучения. В целом занятия набрали более 22 тысяч просмотров, а если учесть, что во многих библиотеках организовывался групповой просмотр, то число познакомившихся с темой на порядок больше.

Мы — в меру нашего понимания и практических знаний — рассказывали о том, как сделать, чтобы экономический и гуманитарный эффект от деятельности библиотеки превышал затраты на производство библиотечных продуктов, формирование услуг, организацию мероприятий и т.д. Как достичь этого при разных материальных и финансовых возможностях, кадровой составляющей, партнёрском окружении и иных условиях? Ведь ситуация у всех своя, а желание работать эффективно есть у каждого.

 


 
Проблемы возникли с определением жанра книги. Научное издание? Методические рекомендации? А может, публицистические заметки? Или образно: популярно о библиотечном маркетинге? В итоге получилось: практическое руководство.

Есть такое понятие: «социально ответственный маркетинг». Оно означает, что организация в качестве своей основной задачи видит выявление потребностей, желаний и интересов целевых рынков и их удовлетворение более эффективными и продуктивными, чем у конкурентов, способами, назначение которых — сохранять или повышать благосостояние как потребителей, так и общества в целом. Это предполагает некий баланс между зачастую трудно стыкующимися с точки зрения рынка критериями: поиском средств на развитие организации, удовлетворением потребностей пользователей и общественными интересами. Всё сказанное в полной мере относится к библиотекам.

Разделы книги представлены в виде 10 факторов (Пользователи и их потребности; Ресурсы; Технологии; Пространство; Персонал; Услуги; Специализированные залы и службы; Равные возможности; Мероприятия и проекты; Имидж и независимые оценки). Работа с ними позволит сделать библиотеку такой, какой её хотели бы видеть наши пользователи, учредители и партнёры, да и мы сами, библиотекари. Каждый из факторов требует своего подхода, у каждого — индивидуальные характеристики, которые работают на эффективность библиотеки.

Основной текст того или иного раздела подкрепляется приложениями. Они раскрывают темы и проблемы, предполагающие более основательное освещение, нежели это можно позволить в рамках отдельной рубрики. Мы старались, чтобы текст каждого раздела представлял самостоятельную ценность для «узких» специалистов и мог существовать автономно.

«Лучший способ объяснить — это самому сделать». Последовав мудрому совету кэрролловской Алисы, мы в качестве основы для практических примеров и соответствующих выводов взяли опыт двух библиотечных структур. Это столичная централизованная библиотечная система «Киевская», в которой наша команда работала в 1996–2006 годах, и Российская государственная библиотека для молодёжи, куда все мы дружно перешли в конце 2006 года и где продолжаем работать по сей день.

И в первом, и во втором случаях нам была отведена роль своего рода кризисных менеджеров, а учредители выдали карт-бланш на построение библиотечной конструкции в соответствии с нашими, весьма жёсткими и часто «перпендикулярными» существующим теории и практике, представлениями о современной, востребованной библиотеке. Сюда следует добавить неплохое знание российского и мирового опыта библиотечного обслуживания, почерпнутого из множества деловых поездок и общения с профессионалами. В итоге сначала ЦБС «Киевская» на протяжении ряда лет реализовывала крупные общероссийские проекты. Затем РГБМ стала базой разработки, внедрения и апробации новых подходов к обслуживанию пользователей в публичных библиотеках.

Общая идея книги: совместными усилиями создадим новый образ библиотеки — «пространства возможностей». Принятие же решения, куда идти, кем стать, в каком направлении мыслить, чьим советам следовать и какие ценности исповедовать, — уже личный выбор человека.

Сведём вместе вопросы, на которые мы с нашими коллегами пытались ответить в жизни и в книге, по ходу дела что-то проясняя и уточняя для самих себя:

  • Как понять, что человеку нужно, и создать спрос на библиотечные услуги?
  • Как сформировать и раскрыть библиотечные ресурсы, чтобы они соответствовали ожиданиям пользователей и были ими востребованы?
  • Как поставить библиотечные технологии на службу людям, чтобы облегчить им жизнь и упростить доступ к информации?
  • Как сделать пространство библиотеки умным, комфортным и безопасным, чтобы людям не хотелось его покидать?
  • Как собрать команду компетентных и дружелюбных сотрудников, чтобы люди получали пользу и удовольствие от общения с ними?
  • Как разработать и предложить людям услуги, адекватные их сегодняшним потребностям, и предугадать завтрашние?
  • Как правильно выбрать перспективную специализацию и не бояться вовремя отказаться от неё?
  • Как сделать библиотеку — реально, не на словах — не только доступной средой, но и местом равных возможностей?
  • Как найти гармонию между социальным заказом и реальными интересами людей и научиться доверять их выбору?
  • Как создать позитивный образ библиотеки и понять, что внешняя среда приняла и достойно оценила его?

Фактически получилась некая «цепочка» факторов, определяющих поступательное движение вперёд — навстречу образу эффективной библиотеки, действительно нужной людям. Каждый вправе определить (предположить) значимость и степень влияния того или иного фактора — в зависимости от понимания миссии, целей и задач библиотеки. Но выкинуть из цепочки ни одно звено сегодня нельзя — рассыплется.

Книга завершена. Многое осталось за её пределами. Не все и не во всём согласятся с суждениями и подходами авторов книги. Это естественное право каждого, как разбирающегося в проблеме, так и просто случайно оказавшегося рядом с темой.

И как итог. Возможно, стоит уже перестать задавать себе и другим вопросы: нужна или нет библиотека, сохранится ли во времени и в пространстве. Жизнь, она сама все расставит по местам. Просто нужно верить в себя, в свою идею и двигаться вперед. Ведь, как наставляла Алису умная Королева, «в этом мире нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!».

 

Где можно приобрести книгу?

В Москве печатную книгу можно приобрести в лавке «Ботаника» РГБМ по цене 850 ₽ и по запросу в методической службе РГБМ (yurmanova@rgub.ru).

Также книгу можно купить в Межрегиональном библиотечном коллекторе издательской группы «Гранд».

Продажа книги будет проходить в дни работы Международной ярмарки интеллектуальной литературы «NON/FICTION» (28.11—02.12.2018 г.).

Публичная презентация издания состоится 29 ноября с 14:00 до 15:00 на ярмарке «NON/FICTION» в рамках профессиональной программы РГБМ.

В ближайшее время печатную книгу можно будет приобрести также в книжном магазине «Библио-Глобус». В электронном формате книга будет представлена в «ЛитРес».

 

2 комментария

  1. Надеюсь внимательно прочитать и отрецензировать эту книгу, которая не может не быть замечательным практическим руководством для всех библиотек- разных типов и видов.Понимаю, что книга развивает положения, высказанные И.Б. Михновой в предыдущем — воистину вдохновенном издании «Пространство возможностей». Уже там была сделана попытка создать целостную концепцию эффективной библиотеки, построенной на умном сочетании гуманитарных и информационно-коммуникативных технологий, применении важнейших положений маркетинговой теории, интерпретированных применительно к библиотечному обслуживанию.Думаю, что и в новой книге И.Б.Михновой и А.А.Пурника будут использованы азы поведенческой экономики, замешанной на психологических особенностях различных категорий пользователей.Очень приятно, что ГРБМ открыла новое понимание того, что есть издательская культура применительно к профессиональной библиотечной литературе.Вместо привычных тонких и ломких бумажных переплетов, бумаги не самого высокого качества,скромного черно-белого фоторяда, мы получаем том, который прекрасно оформлен профессиональным дизайнером, цветными фотографиями и рисунками,изобретательно использует игру шрифтов и удобное для восприятия размещение разных частей текста.Огромное спасибо за эту книгу и за предвкушение её внимательного прочтения с карандашом в руках и закладками в самых значимых местах!.

  2. Не сомневаюсь, что данная книга никого из настоящих библиотекарей, стремящихся развивать библиотечное дело,не оставит равнодушными.
    Обязательно, и согласна с Матлиной С., именно с карандашом в руках , пометками на полях, выписками и закладками будем читать.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*