Интернет вещей на службе библиотек

Антон ПУРНИК

 

Одной из самых обсуждаемых, или, как сказали бы сейчас, хайповых тем в библиотечном сообществе в последнее время стал интернет вещей (Internet of Things — IOT). Несмотря на то, что дискуссии порой бывают довольно горячими, в них часто опускается самое главное — что же такое интернет вещей, в чём его реальный смысл и назначение.

 
Если пытаться работать с определениями, то одно из самых часто употребительных — определение из Wikipedia: «Интернет вещей — концепция вычислительной сети физических предметов («вещей»), оснащённых встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой, рассматривающая организацию таких сетей как явление, способное перестроить экономические и общественные процессы, исключающее из части действий и операций необходимость участия человека».

Иными словами, IOT — это совокупность приборов, каких-то имеющих подключение к сети предметов, которые взаимосвязаны между собой, и, что самое интересное, они могут «общаться» друг с другом и производить те или иные действия без непосредственного вмешательства человека.

Самое простое и очевидное, что отвечает этим критериям, — системы умного дома. «Умный дом» — это объединённые в одну сеть разнообразные устройства: розетки, выключатели, светильники, термодатчики, кондиционеры, холодильники, утюги, увлажнители, замки и т.д. Несмотря на то, что все они могут управляться в ручном режиме, «умность» их состоит в том, что те или иные сценарии могут запускаться в автоматическом режиме. Например, увеличилась температура выше определённого предела — включился кондиционер; датчик состояния воздуха «увидел» негативные изменения — заработал очиститель воздуха.

Точно такие же системы удалённого управления и контроля отопления, кондиционирования, очистки воздуха могут быть задействованы в библиотеках. Причём управляются они с любых устройств, в которых есть браузер и выход в интернет, так как панель управления устройствами зачастую доступна не только через специальное приложение, но и просто как «сайт в интернете».

Современные технологии позволяют также добавить в систему интеллектуального управления инфраструктурой здания приборы, которые изначально не были для этого предназначены, например, телевизоры, проекторы, экраны и шторы с электроприводом, кондиционеры и многое другое. Для этого вполне достаточно, чтобы была возможность управления ими через обычные ИК-пульты или по радио.

Сделать это несложно — можно использовать специальные промежуточные устройства, которые, с одной стороны, по Wi-Fi подключены к корпоративной локальной сети и доступны, например, со смартфона через специальное приложение, а с другой — эти приборы могут посылать ИК или радиосигналы, которые будут правильно восприняты перечисленными выше устройствами.

Один из вариантов реализуемых сценариев: если в приложении, размещённом на мобильном телефоне, нажимается одна кнопка, то одномоментно включается проектор, усилитель, опускается экран, запускается кондиционер. При этом надо понимать, что подобное в принципе и раньше было доступно с помощью специальных универсальных пультов управления. Но для этого приходилось лично находиться именно в этом помещении. В «современном» же варианте подключения к устройству через Wi-Fi (либо локальную сеть) эти ограничения полностью стираются: вы можете управлять всем из любой точки планеты, где есть выход в интернет.

Говоря же о чисто библиотечных специальных устройствах, хотелось бы, в первую очередь, упомянуть так называемые умные полки, построенные с применением RFID-технологий (технологий радиочастотной идентификации). Фактически они представляют собой «шкаф» с большим количеством антенн, которые в состоянии учесть все книги, диски и т.д., расположенные на полках.

Предположим, что в библиотеке все стеллажи именно такие. Получается, что мы в любой момент можем точно знать, где какая книга находится с точностью до 20 см. Далее мы можем направить человека — через распечатку из терминала поиска, либо через приложение — непосредственно к нужной полке; найти заставки по всей библиотеке; вернуть в фонд книги, возврат которых был неправильно оформлен; выдать книгу, не отходя от стеллажа; сделать мгновенную инвентаризацию всего фонда.

В общем, возможности такой системы, в принципе, ограничены только фантазией заказчика и возможностями интегратора. Ведь книга из материального объекта, местонахождение которого известно лишь с определённой долей достоверности, фактически превращается в объект, постоянно находящийся под контролем и учётом. Но надо понимать, что в настоящий момент построению такого рода системы препятствует по-прежнему высокая стоимость RFID-оборудования.

Из того же, что имеет отношение к RFID, роботизировано, уже установлено в большом количестве библиотек и контролируется по сети, хотелось бы упомянуть системы книговозврата, оснащённые сортировщиком. Работают они следующим образом: человек сдаёт книгу, система определяет, что это за книга, подтверждает её приём, а после этого с помощью специальных конвейеров опускает книгу в корзину того отдела, за которым она закреплена.
Могут быть и неожиданные применения этой системы: читатель библиотеки находит в каталоге книгу, которая в данный момент находится на руках, резервирует её за собой. И когда эту книгу возвращают через станцию книговозврата, она идёт не в корзину отдела, а в специальную корзину для заказанных изданий. В ту же секунду заказчику уходит по SMS или e-mail уведомление о том, что книгу вернули, и её можно забрать. Содержимое же этой корзины ставится на отдельный стеллаж для заказанной литературы при входе в библиотеку, чтобы читателю не приходилось её искать.

Современная библиотека немыслима без проведения различных мероприятий, которые зачастую требуют самой разнообразной техники: звука, света, дым-машин, видеозаписывающего оборудования и т.д. Всё это сейчас может быть оборудовано системами удалённого управления. Фактически это позволяет оператору не находиться в какой-то конкретной комнате (аппаратной), а быть где угодно. Последнее позволяет не только сократить расходы на ремонт помещений (отпадает необходимость все провода тянуть в какое-то одно место), но и управлять процессами (звуком, светом) из разных, не связанных между собой, мест.

В случае, если библиотека по той или иной причине не может иметь на своей территории полноценное кафе, логично разместить на её территории вендинговые аппараты. Если они принадлежат не стороннему поставщику, а самой библиотеке, то логичным будет иметь в этих аппаратах систему удалённого контроля (получения телеметрических данных), установления цен, выдачи товара. Она позволит точно определить, сколько какого товара осталось в аппарате, вовремя обнаружить неисправность.

Но наиболее интересное взаимодействие — это когда к аппарату с установленной системой удалённого управления есть возможность подключиться через мобильное приложение. Открывается приложение, считывается QR-код, размещённый на аппарате, и пользователь сразу получает всю информацию об аппарате: что в него загружено, сколько стоит. После этого он выбирает и получает товар, а с привязанной к приложению карточки списывается необходимая сумма.

В завершение хотелось бы рассказать о двух, на первый взгляд, фантастических кейсах, один из которых уже реализован в библиотеке Чикагского университета.

 

 
Библиотека эта уникальна как с архитектурной точки зрения, так и с точки зрения систем библиотечной автоматизации. Подобно айсбергу, она состоит из двух частей: видимой, предназначенной для читателей, большой, современной, оснащённой всем необходимым, и закрытой от посторонних глаз — огромным подземным книгохранением. Там нет людей, там «правят» роботы.

Читатель через каталог заказывает книгу, система без участия библиотекаря направляет робота к нужному стеллажу, на котором стоит «сундук» с этой книгой, и робот поднимает его наверх на кафедру выдачи. Время доставки — считанные минуты, эффективность использования пространства книгохранения — максимальная. При этом в читательской зоне всё может быть предельно уютно, «лампово», никто и не догадывается, что под полом находится такая машинерия.

Второй кейс — чуть более фантастичный и трудно реализуемый, хотя уже вовсю тестируется компанией Amazon для доставки своих посылок. Речь идёт о доставке товаров с помощью беспилотных летательных аппаратов — дронов. Человек заказывает товар на сайте, роботы крепят его к дрону, и тот летит по адресу. Однако всем понятно, что в сельской местности ещё как-то можно безопасно и летать, и приземляться, а вот в условиях города это может стать серьёзной проблемой, особенно если предположить, что таких устройств окажется в воздухе большое количество. Тем не менее этот проект находится уже на последних стадиях внедрения.

Каким образом эти новации можно применить к библиотекам? Пусть не сегодня, но завтра таким образом может быть реализована доставка книг в отдалённые сельские районы. По заказу из села районная библиотека отправляет книги дроном. Он вылетает с оборудованной на крыше библиотеки площадки, потом таким же образом книги возвращаются обратно. В принципе, это всё возможно и с точки зрения эффективности более выигрышно, чем использование библиобусов. Но проблем, связанных с разработкой и внедрением такой системы, пока больше, нежели ожидаемых преимуществ.

В заключение хотелось бы сказать: несмотря на то, что все эти технологии, с частью которых мы познакомили вас, уже стали реальностью, главное, чтобы они не разрушали ту уникальную среду, которая есть в библиотеке и так ценится приходящими в неё людьми, — атмосферу знаний, комфорта, помощи, взаимопонимания, сотрудничества. Интернет вещей должен помогать в решении тех или иных вопросов, но не становиться самоцелью.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*