Фестивальное движение в России

Александр КУНИН

 

Накануне 16-го Московского международного фестиваля рисованных историй «КомМиссия» самое время поговорить о роли библиотек в фестивальном движении и о пользе фестивалей для библиотек.

 
Фестивали бывают разными: музыкальные, книжные, фестивали еды, литературные, научные — какие угодно. И книга с лёгкостью может стать ключевой активностью любого фестиваля, а библиотека — не просто местом проведения, а основным оператором события, его идейной основой.

Ведущие зарубежные библиотеки давно осознали потенциал фестивалей как инструмента и формы библиотечной работы с читателями. В России же этот формат до сих пор остаётся на уровне экспериментов и частных инициатив. Хотя кое-какая история, например, молодёжных фестивалей, у нас есть. В этой публикации хотелось бы обсудить формат гик-фестивалей и, в частности, фестивалей рисованных историй.

Важно отметить, что российские гик-фестивали возникали и формировались по вполне конкретным сценариям. Их всего два: как побочный продукт профессионального конвента (городской «РосКон», «ИгроМир» и т.п.) или как молодёжная субкультурная сходка (Воронежский аниме-фест, «Старкон» и т.п.). Гик-фестивали, как изначально коммерческие проекты, стали появляться лишь в 2010-е годы.

Первый профессиональный «РосКон» состоялся в 2001 году при поддержке издательств «АСТ», «Эксмо» и «Дрофа» на турбазе «Боровое» в Московской области. Впоследствии, с 2007 года, фестиваль стал проводиться в пансионате «Лесные дали» в подмосковных Горках. Это классическая конференция: гости бронируют номера в пансионате, организаторы формируют профессиональную и образовательную программу. В 2014 году параллельно с профессиональной конференцией в загородном пансионате было решено провести городской «РосКон» для широкой публики в центре Москвы. Вход на городское мероприятие был свободным. В дальнейшем, конечно, вход на городской «РосКон» стал платным, а активности на площадке — типовыми для подобных событий: лекторий, главная сцена с яркими выступлениями и конкурсами, тематические и торговые стенды.

«ИгроМир» также вырос из сугубо профессионального мероприятия — Конференции разработчиков игр (КРИ). Первая КРИ прошла в здании МГУ им. М.В. Ломоносова в марте 2003 года. Она состояла из профессионального лектория и стендов разработчиков, где демонстрировались игры и технологические новшества. В 2006 году было проведено первое событие для массовой аудитории — фестиваль «ИгроМир». Те же стенды разработчиков игр были переориентированы с профессиональной аудитории на массовую. И оказалось, что такой формат популярен у посетителей.

Любопытно, что в этих двух примерах профессиональный и ориентированный на массового потребителя проекты развивались по-разному, о чём свидетельствует их судьба в последние годы. Например, городского «РосКона» весной 2017 года не было. Учитывая финансовую ситуацию, организаторы решили сконцентрировать силы на профессиональном «РосКоне». А вот с КРИ — другая ситуация. В 2016 году организаторы сделали выбор в сторону «ИгроМира» и своего нового проекта для массовой аудитории — «КомикКона», а от профессионального конвента решили отказаться.

Воронежский аниме-фестиваль впервые прошёл в 2000 году. Его программа состояла из просмотра аниме в кинотеатре и неформального общения вечером. С 2002 года традиционной частью фестиваля стали косплей-дефиле, позирование в образах героев аниме. Впоследствии к традиционным формам на фестивале добавились косплей-шоу, с разыгрыванием в полной экипировке сценок из аниме, исполнением оригинальных песен из мультфильмов, а также — костюмированное шествие.

«СтарКон» изначально проходил в Москве (с 1999 года) и был фестивалем фанатов вселенной «Звездных войн». С 2012 года фестиваль проводится в Санкт-Петербурге, и его тематика расширилась до научной фантастики, комиксов, сериалов и кино, таким образом, он стал полноценным коммерческим научно-популярным проектом.

«КомМиссия» на этом фоне, конечно, немного выбивается из общего ряда. Этот фестиваль возник в 2002 году как первая профессиональная встреча людей, объединённых непризнанной на тот момент, а значит — несуществующей, профессией. И несмотря на то, что фестиваль с самого начала формировался как профессиональный, по факту это было субкультурное явление.

С 2010 года индустрия рисованных историй в России начала обретать очертания, и вместе с этим стала возникать потребность в массовых комикс-событиях. Поэтому логично, что на базе «КомМиссии» появился новый проект — фестиваль молодёжных субкультур «День открытых миров» (ДОМ).

Концепция ДОМа была компилятивной, включающей лучшие элементы существовавших на тот момент гик-проектов: это и тематические стенды фанатов, и зоны тестирования настольных и видеоигр, и косплей-шоу, и просмотры мультфильмов, и зоны мастер-классов по рисованию и созданию предметов для косплея, и лектории, и зоны для общения с именитыми и начинающими авторами. К слову, практически все коммерческие фестивали гик-тематики сегодня построены по такому принципу.

«И где же здесь место для библиотеки?» — спросите вы. Чтобы ответить на этот вопрос, надо обратиться к мировому опыту. Возьмём всего несколько примеров.

В США комикс-конвенты, как правило, являются коммерческими проектами и проходят в конгресс-холлах, которые есть практически в любом городке. Основа конвента — ярмарка. Остальные элементы — по мере возможности и необходимости. Библиотеки же в работе с гик-аудиторией функционируют как досуговые и образовательные центры. Часто библиотеки становятся стартовой площадкой для начинающих молодых авторов. Например, BPL Comic Con, проходящий весной в Бруклинской публичной библиотеке, включает встречи с комиксистами, дискуссионные панели и мастер-классы для начинающих авторов. Это одно из тех мест, где начинающий автор может получить взвешенный совет и найти свой путь в профессию.

Традиционно американские библиотеки участвуют в акции «День бесплатных комиксов» (Free Comic Book Day) 6 мая. Многие американские издательства выпускают лимитированные тиражи журналов комиксов, специально для распространения бесплатно в рамках этой акции. Мероприятие призвано поддерживать фанатское сообщество. И библиотека выступает здесь как клуб по интересам.

Крупные фестивали, такие как New York Comic Con (NYCC), традиционно сотрудничают с библиотеками, сосредотачивая в них элементы профессиональной программы: творческие встречи с авторами, презентации книг. Такие события проходят обычно бесплатно, но по предварительной регистрации.

В Европе библиотеки также оказываются в центре работы с гик-аудиторией и поклонниками комиксов и рисованных историй. Если не считать такие города, как Ангулем (Франция) и Лозанна (Швейцария), где есть специализированные научные библиотеки рисованных историй, то обычно библиотеки становятся одними из выставочных и лекционных площадок на время проведения фестиваля. Так, например, функционирует фестиваль рисованных историй в Хельсинки (Финляндия). А в Стокгольме (Швеция) Сериатека (библиотека комиксов) является частью городской библиотечной системы, и на базе этого подразделения каждый год проходит большая выставочная и ярмарочная программа.

Таким образом, роль библиотеки в работе с комиксами не только утилитарно-практическая — приобщить молодёжь к чтению, но и образовательная и селекционная — расширить кругозор читателя, помочь ему в поиске своего пути в профессию.

Об этом важно помнить, потому что если не будет инструментов для воспроизводства и развития творческой среды, то коммерческие ресурсы быстро иссякнут. Не будет новых авторов — не будет новых читателей.

В России сегодня бум гик-фестивалей, проходящих по всей стране — иногда по несколько раз в месяц. Аудитория их преимущественно одинаковая. Это касается как посетителей, так и участников. Профессиональная и просветительская составляющая на большинстве проектов — минимальная. Организаторы предпочитают ориентироваться на уже имеющиеся у публики интересы, чем искать новые темы и устраивать эксперименты. Это может привести к тому, что мода на гик-фестивали пройдёт, рынок развлечений пресытится, и устраивать подобные события станет невыгодно.

Это одна из причин, почему фестиваль «КомМиссия» старается сохранить профессиональный и образовательный статус и так активно вовлекает музеи, арт-центры и библиотеки в свою орбиту. Так, в программе «КомМиссии-2017» участвуют сразу пять библиотек.

Вот только малая часть библиотечных мероприятий фестиваля: в РГБМ — шесть выставок, конференция исследователей комиксов «Изотекст» и основная образовательная программа; в Библиотеке искусств — коллективная выставка «Искусство отражать», объединяющая работы таких авторов, как Г. Литичевский, А. Акишин, В. Корчагин, О. Божко и др.; в Библиотеке иностранной литературы — вечер франкофонных комиксов; в Культурном центре библиотеки им. А. П. Чехова — выставка чешских комиксов, а в Библиотеке № 180 Юго-Запада Москвы — выставка комиксов на тему инвалидности «Я — слон!» Лены Ужиновой и Владимира Рудака.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*