Всё для молодёжи?..

Марина ЗАХАРЕНКО

 

19 августа 2016 года закончилось общественное обсуждение важного для нас документа, содержащего социальные нормы и нормативы по размещению государственных и муниципальных библиотек — проекта приказа Минкультуры России «Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспеченности населения услугами организаций культуры».

 
Напомним, что ранее Распоряжением Министерства культуры РФ № Р-547 от 29.04.2016 были утверждены «Методические рекомендации…», отличные от обсуждаемых по содержанию. В 14-м выпуске нашей газеты мы писали об этом документе.

Затем «тихо» был принят ещё один документ, упраздняющий предыдущий — Распоряжение Министерства культуры Российской Федерации от 27.07.2016 № Р 948, утверждающее «Методические рекомендации…» с другим содержанием.

В этом документе и в вынесенном на обсуждение проекте рекомендаций одним из важнейших посылов является то, что на всех уровнях — от субъекта РФ до городского поселения — не предполагается наличие молодёжных (юношеских, детско-юношеских) библиотек в качестве минимально необходимого вида организаций культуры. Это означает, что при оптимизации сферы культуры главы регионов и муниципалитетов будут сокращать именно этот тип библиотек.

Между тем, за 50 лет в стране сложилась и эффективно работает система библиотечного обслуживания молодёжи, состоящая из более чем полутора тысяч структур разного уровня: региональные молодёжные (юношеские, детско-юношеские) библиотеки (46), городские молодежные/юношеские (103), поселковые и сельские (50), молодёжные отделения универсальных научных библиотек (7), библиотеки-филиалы и структурные подразделения библиотек городского и районного уровней. В последние годы тенденция к увеличению числа специализированных молодёжных библиотек и библиотек-филиалов ЦБС только усиливается, что совпадает с общемировой практикой выделения молодёжи (14—30 лет) в качестве объекта специализированного библиотечного обслуживания.

Это объясняется особыми социально-возрастными характеристиками молодёжи, игнорирование которых чревато для любой страны серьезными проблемами политического, экономического, социокультурного порядка. Молодёжь неустойчива, переменчива и податлива в своих общественных, экономических, эстетических взглядах и притязаниях, она подвержена влиянию, постоянно находится в ситуации выбора между негативными и позитивными путями личностного развития. При этом молодые люди наиболее креативны, мобильны и решительны.

Сегодня из уст руководителей государства и общественных деятелей звучат слова о важности работы с молодёжью, о необходимости её патриотического воспитания, формирования национального самосознания, создания для молодёжи социальных лифтов, о главенствующем её вкладе в формирование человеческого капитала страны.

В стране приняты Основы государственной молодёжной политики, разрабатывается закон «О молодёжи», Росстат признает молодёжь (14—29 лет) как особую возрастную группу. О важности специальных знаний и умений для работы с этой социально-возрастной категорией говорит тот факт, что уже в течение ряда лет в вузах готовят специалистов по работе с молодёжью. Федеральное агентство по делам молодёжи и комитеты по делам молодёжи на местах активно сотрудничают с молодёжными библиотеками.

Современная молодёжная/юношеская библиотека по облику, формам и методам работы, составу ресурсов и технологий ориентирована именно на эту категорию и полностью отвечает поставленным государством и обществом задачам: содействие самообразованию, самопознанию, самореализации, самоидентификации молодёжи, формирование в ней позитивных устремлений и нравственных ценностей.

Именно молодёжные (юношеские) библиотеки в силу своей повышенной мобильности всегда были инициаторами многих нововведений (работа по профориентации, экологическое просвещение, тесная связь с учебными заведениями, клубные формы работы, поддержка научно-технического творчества). Они изначально ориентированы не столько на специализированный книжный фонд, сколько на специализированного пользователя, всегда работали с широким спектром потребностей молодёжи, понимая свои задачи шире, чем только руководство чтением.

Именно молодёжные/юношеские библиотеки работают с такими категориями, как молодые инвалиды, молодые воины, волонтёры, представители молодёжных субкультур и общественных движений.

Новый текст рекомендаций по обеспечению условий доступности услуг и организаций культуры, представленный на общественное обсуждение, конечно же, вызвал негативную реакцию в профессиональном сообществе. Специализированные юношеские/молодёжные и муниципальные библиотеки Республик Коми, Крыма и Татарстана; Краснодарского, Красноярского, Ставропольского краёв; Астраханской, Владимирской, Иркутской, Омской, Новосибирской областей и Москвы направили разработчикам письма с предложениями по внесению изменений в текст рекомендаций.

Единогласную поддержку получило предложение РГБМ о необходимости включения молодёжных (юношеских, детско-юношеских) библиотек в число минимально необходимых видов учреждений культуры на всех административных уровнях, как это предполагалось в предыдущих методических рекомендациях, утверждённых распоряжением МК РФ р-547 от 29.04.2016 г. и подписанных врио Министра В.В. Аристарховым.

А именно:

  • На уровне субъекта РФ (с населением свыше 150 тыс.) добавить: Молодёжные (юношеские) библиотеки. Возможно пояснение: при уже существующей в административном центре с населением свыше 150 тыс. детско-юношеской библиотеки собственником (учредителем) могут быть созданы самостоятельные молодёжная и/или детская библиотеки при наличии объективной потребности (ходатайство общественности, инициатива молодёжных и образовательных организаций).
  • На уровне субъекта РФ (с населением до 150 тыс.) добавить: Молодёжные (юношеские) библиотеки. Либо внести поправку: Универсальная библиотека с молодёжным отделением и отделением для инвалидов по зрению. В последнем случае сделать пояснение: При наличии в административном центре с населением до 150 тыс. молодёжной (юношеской, детско-юношеской) библиотеки обеспечить их сохранение.
  • На уровне муниципального района сделать добавление: Межпоселенческая библиотека (с молодёжным отделением). Поскольку в этом случае межпоселенческая (районная) библиотека, подобно детской, сможет выступать методическим центром для библиотек района в части работы с молодёжью.
  • П.6. Предлагаем добавить (по аналогии с п.5): если у населения районного центра или сельского поселения есть объективная потребность в создании молодёжной библиотеки (ходатайство общественности, инициатива молодёжных организаций), то собственник (учредитель) имеет право создать молодёжную библиотеку или перепрофилировать под данную функцию иную общедоступную библиотеку.

 
Чем опасна нынешняя ситуация?

Исключение молодёжных (юношеских) библиотек из сферы профессиональной деятельности неизбежно повлечёт за собой снижение доступности и качества библиотечных услуг, резкое уменьшение количества читающей молодёжи, это, в свою очередь, отразится на качестве образования и формировании человеческого капитала молодёжи как главного фактора социально-экономической стабилизации в России.

Есть над чем задуматься.

С полным текстом документа можно ознакомиться по адресу: http://regulation.gov.ru/projects/List/AdvancedSearch#npa=51437.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*