Говорят молодые, или Что на самом деле они думают о библиотеках (окончание)

Дениз АГОСТО, Рейчел МЭДЖИ, Андреа ФОРТЕ, Майкл ДИКАРД

 

В предыдущем номере «Территории L» мы начали публиковать результаты актуального исследования библиотечного поведения молодёжи в США. Предлагаем вашему вниманию окончание статьи.

 

Социальные взаимодействия и досуг

Хотя библиотека традиционно рассматривается как точка доступа к информации, молодые люди в нашем исследовании чаще пользовались ей как пространством для социальных взаимодействий. Они рассказывали нам, как ходили в публичную или школьную библиотеку, чтобы пообщаться с друзьями, послушать музыку, поесть и поиграть в игры. В случае конкретно с этой школьной библиотекой в отсутствие в ней активной библиотечной программы это неудивительно. Без библиотекаря библиотека стала местом, куда «ходят, чтобы послушать музыку или просто расслабиться, поесть или почитать журнал об играх. Я для этого туда хожу. Там классные журналы» (юноша, 18 лет).

Хотя очевидно, что будь там библиотекарь, библиотека могла бы быть более полезной для учащихся. То, как они используют библиотечное пространство, демонстрирует важность наличия в школе такого пространства для проведения свободного времени и социальных взаимодействий и показывает, что один из способов увеличить посещаемость библиотеки — содействовать подобным неформальным взаимодействиям даже в библиотеках с активной программой.

Возможность социальных взаимодействий также мотивировала подростков ходить в публичную библиотеку. Одна пятая опрошенных сообщили, что скорее пойдут в библиотеку за компанию с другом или членом семьи, а также будут делать там домашнюю работу или просто отдыхать, только если с ними будут друзья или одноклассники.

Например, 16-летняя девушка рассказала следующее:

Интервьюер: Можешь вспомнить, когда ты была в библиотеке, что это была за библиотека и что ты там делала?
Девушка: Я была в [публичной] библиотеке в прошлый вторник, но это было в первый раз за несколько лет. Я пошла туда, потому что одному моему другу нужна была книжка для занятий, он хотел завести читательский билет и попросил меня прийти. В итоге он воспользовался моим билетом, и мы остались, потому что там проходило мероприятие и нам сказали, что будет еда, поэтому мы остались и поиграли в игры.
Интервьюер: Что это было за мероприятие?
Девушка: У них по вторникам проходят такие молодёжные программы, туда приходят ребята из разных мест, они играют в игры, едят и просто тусят. Было очень весело. Мы даже стали ходить туда каждый вторник, потому что было очень весело.
Интервьюер: Вы пользовались какими-нибудь технологиями, когда были в библиотеке? А игры — ты имеешь в виду обычные настольные игры?
Девушка: Нет, мы не пользовались никакими технологиями, пока были там. Я удивилась. Нам давали книги, и мы сочиняли стихи из названий книг. Было весело. Мы играли в [музыкальную видеоигру] «Dance Dance Revolution». Ещё у них бывает караоке, но это всё. Никаких технологий.

Эта школьница пришла в библиотеку за компанию с другом, и это должно было стать одноразовым походом. Случайно получилось так, что они поучаствовали в социальном мероприятии, и в результате она стала чаще посещать библиотеку. Это классическая история успеха библиотечной программы, она указывает на важность проведения социальных мероприятий, которые заинтересуют тех, кто редко посещает библиотеку.

 

Зачем молодёжь пользуется библиотекой: Пространство для занятий и учебные ресурсы

Причиной посещения школьной или публичной библиотеки также становились учебные потребности; такая мотивация встречалась чуть реже, однако она не менее важна. В ответ на наши вопросы о посещении библиотеки несколько учеников выпускного класса сообщили, что не пользуются ей самостоятельно, однако ходили туда вместе с учителями и одноклассниками, чтобы поработать над дипломными проектами. Некоторые из этих школьников были удивлены, обнаружив, как много всего предлагает библиотека, и хотели бы когда-нибудь прийти туда самостоятельно, чтобы воспользоваться фондом.

В то время как одни приходили в библиотеку в связи с учёбой, других привлекало само здание библиотеки: «[Я хожу в библиотеку] не потому, что это библиотека, а потому, что там можно поработать и там немного людей. Дело не в самой библиотеке» (юноша, 17 лет). Здесь мы видим, как важно и школьным, и публичным библиотекам организовывать места для учёбы.

 

Что делать библиотекам?

Руководствуясь результатами нашего исследования, мы предлагаем следующие рекомендации для улучшения имиджа библиотек и увеличения их посещаемости подростками.

Маркетинг

  • В рекламных кампаниях необходимо подчёркивать актуальность библиотек для современных подростков. Конечно, постеры с большими надписями «Читай!» хороши, но библиотеки и так ассоциируются у молодёжи с книгами и чтением. Пора дать им понять, что библиотеки — это также социальные взаимодействия, самосовершенствование и общественная активность.
  • Мы должны расширять представление подростков — а также учителей и родителей — о библиотеке. Наша функция — не только предоставление информации; библиотека может удовлетворять потребности молодёжи в общении, развлечениях, саморазвитии, общественной деятельности и информации для личных и учебных целей. Необходимо постоянно повторять себе и другим: «Библиотека может предложить намного больше, чем просто книги!»
  • Перенесите рекламу за пределы физических и виртуальных границ библиотеки. Поскольку многие подростки редко посещают библиотеку, но большинство всё-таки ходит в школу, библиотекари смогут охватить большую аудиторию, если будут рекламировать свои ресурсы и услуги в школах, а не только в самой библиотеке и в библиотечных аккаунтах в соцсетях, где их увидят только те, кто уже и так пользуется библиотекой. До тех, кто редко пользуется библиотекой или не пользуется ей вообще, можно «достучаться» через торговые центры, магазины видеоигр, церкви и синагоги, прачечные, парки и любые другие места, где часто собираются подростки.

Правила

  • Библиотекари должны формулировать правила с большой осторожностью. Нужно стремиться к тому, чтобы правила поощряли позитивное поведение, а не предотвращали негативное. Так вы сформируете более позитивный имидж библиотеки и покажете молодым людям, что уважаете их. Объявление с текстом «Запрещается говорить по телефону!» посылает негативный — даже сердитый — сигнал. А вот объявление «Пожалуйста, разговаривайте по телефону в вестибюле, чтобы не мешать тем, кто учится или читает» говорит о доверии и уважении со стороны библиотеки.
  • Заинтересованным в большей оборачиваемости фонда библиотекарям стоит задуматься об отмене штрафов за задержку материалов. Некоторые из опрошенных нами подростков сообщили, что опасаются пользоваться библиотечными фондами из страха получить штраф за просроченные книги. Даже небольшие штрафы (60 центов) препятствовали использованию фондов. Во многих случаях рост выдачи книг будет полезнее для библиотек, чем штрафы или своевременный возврат материалов. Телефонные звонки, напоминания по смс или другие методы без финансовых взысканий помогут мотивировать молодёжь возвращать материалы и не отпугнут их от использования библиотек.

Распределение и использование пространства

  • Как показывает наше исследование, у молодёжи есть две основные причины приходить в библиотеку, следовательно, школьные и публичные библиотеки должны стремиться создавать отдельные зоны, во-первых, для отдыха/общения и, во-вторых, учёбы/чтения, и чётко давать понять, какое поведение приемлемо в разных зонах. В каждой зоне должна быть своя организация и свои правила.
  • Предлагайте программы, которые помогают социальным взаимодействиям. Помните, что общение необходимо для здорового подростка. Многие библиотеки организуют мероприятия исключительно вокруг книг и чтения. Важно предлагать молодым людям разнообразные программы: привлекающие внимание к фонду, поощряющие общение среди молодёжи и просто развлекательные, которые помогают поддерживать представление о библиотеке как о живом, интересном месте.
  • Необходимо отдавать себе отчёт в том, что само пространство библиотеки может быть её ценнейшим ресурсом/услугой. Несмотря на то, что в этой школе не было библиотекаря, пространство библиотеки играло важную роль места, куда можно пойти во внеурочное время, чтобы поучиться и пообщаться. А когда в школе случилась утечка газа и здание эвакуировали, учителя отвели своих учеников в ближайшую публичную библиотеку, так как это безопасное место, где можно провести день.

 

Заключение: Как сделать библиотеку и её услуги актуальными?

В профессиональной литературе мы находим множество подтверждений тому, что библиотекари считают основной функцией библиотеки предоставление ресурсов, особенно бумажных книг. Однако, учитывая результаты нашего исследования, библиотекарям, работающим с молодёжью, стоит обратить внимание на такие функции, как предоставление социальных возможностей, поддержка учащихся и формирование общественных связей. Разумеется, мы не предлагаем отказаться от предоставления доступа к информационным ресурсам как ключевой библиотечной услуги; но нужно развивать и другие аспекты библиотечного обслуживания — предоставление пространства для социальных взаимодействий и совместной работы — и расширять спектр программ за пределы чтения.

Без сомнения, наибольшую тревогу вызывает то, что многие подростки считают школьные и публичные библиотеки пережитками прошлого, нетехнологичного прошлого, которое не имеет никакого отношения к их высокотехнологичной повседневной жизни. Мы должны доказать молодым людям, а также их учителям и родителям, что библиотеки всё ещё актуальны. От этого зависит будущее нашей профессии.

Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА

 
Полная версия статьи на сайте Виртуального методического объединения РГБМ

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*