«Мемы» для экологии, или Креативные решения экологических проблем

Вероника ЛЕЩИНСКАЯ

© #МосЭко | #РосЭко

 

«Воспитываете? Так это зря. Поздно…»
х/ф «Место встречи изменить нельзя»

 

Будущий 2017 год уже объявлен Годом экологии, и указ подписан на самом высшем уровне, а значит, и выполнять его нам во всероссийском масштабе. По закону жанра тема экологии будет лидировать, экологическая информация будет в приоритете, и все организации, занимающиеся экологическим просвещением и экологическим информированием, должны быть на высоте.

 
Просвещение — это, в первую очередь, широкое распространение определенных культурных установок и знаний. Для решения экологических задач просветительские усилия трудно переоценить.

Я расскажу о совершенно новом виде просветительства — общественном, «низовом», молодёжном.

Приблизительно пять лет назад произошёл качественный и количественный скачок в общественном сознании, появились молодые силы, называющие себя «зелёными».

Общественный активизм — вещь очень тонкая, молниеносно реагирующая на социально-экологические вызовы, предлагающая современные, гибкие форматы для своей деятельности.

Новые эко-активисты в большинстве своём не знакомы с теорией и методикой экологического просвещения, формирования экологического сознания, не разрабатывают и не согласовывают программы и планы, прежде чем приступить к практическим природоохранным действиям. Они действуют по наитию, не выходя из своего круга общения, как бы изнутри зная и видя, что сегодня необходимо делать и что будет иметь максимальный эффект. В этом случае просветительская деятельность становится органичной той среде, для которой задумана, и не станет восприниматься как чужеродный, назидательный элемент.

«Я вижу, у тебя начинает просыпаться гражданское сознание».
х/ф «Место встречи изменить нельзя»

В 2013 году пара активных молодых людей Анна Нафиева (фото-художник, журналист) и Михаил Антонов (аспирант, окончил МГГУ им. Шолохова) начали вдвоём разрабатывать проект «МосЭко», главная цель которого — экологическое просвещение горожан, максимально широкое освещение самых острых проблем городской среды, получение общественного резонанса и решение этих проблем неординарными, креативными способами.

После того, как инициатива проекта стала набирать популярность далеко за пределами столицы, было взято новое название — «#РосЭко».

За три неполных года ребята из проекта «МосЭко» — «РосЭко» успели очень многое.

Наиболее известные их акции за это время: арт-пикет «#Где карпы?!», интервенция «Рассерженные Лесоводы», «#ОригамиМитинг», арт-инсталляции «#МусорныеЛюди» в парках Москвы, акция по сбору отработанных батареек, акция «#МемыВЛес», в которой в этом году планируют принять участие уже 16 регионов, включая Республику Крым.

У проекта есть и награды: 2014 год — премия «Эко-Позитив», 2015 год – премия «Правда и справедливость», 1 звезда в рейтинге эко-офисов России и другие.

Первая акция нового проекта «#Где карпы?!» затронула проблему массовой гибели карпов у Патриарших прудов в Москве, которая грозила остаться незамеченной в общегородской суете. Однако благодаря проекту и неравнодушию Анны и Михаила, их творческому подходу люди смогли узнать о проблеме и включиться в её обсуждение и решение. Эко-активисты говорят, что именно тогда они поняли, что людей «цепляет» нестандартная визуализация экологических проблем.

Совместно с проектом «МосЭко» и во многом благодаря поддержке его участников в Российской государственной библиотеке для молодёжи в 2014 году был начат проект по сбору батареек.

В 2013 же году стартовал проект «#МемыВЛес». Анна и Михаил предложили использовать таблички со знакомыми всем картинками-мемами и ироничными призывами сохранять чистоту и не мусорить в лесах и парках, таким образом сделать из простой уборки или субботника весёлое мероприятие и продлить эффект от самой уборки. Координаторы проекта исходили из того, что в отличие от «казённых» указателей «Мусор не бросать!», «Не мусорить!», давно доказавших свою неэффективность, мемы не вызывают у людей желания поступить наоборот или проигнорировать призыв.

Если на первом этапе, в 2013 году акция проводилась только в Тимирязевском лесопарке Москвы, то в 2014 году, мемы развешивали уже в нескольких лесопарках Москвы, Балашихи, Черноголовки, Раменском, Коломне и Тверской области.

Кроме непосредственно самих уборок «#МемыВЛес», фирменные мемы проекта «#РосЭко» использовались в рамках крупных экологических мероприятий, таких, как Всероссийская уборка «Сделаем!» или квест «Чистые игры».

Что такое «мемы»?

Мемы — новый термин, выражающий явление спонтанного распространения некоторой информации (фразы, видео, картинки и т.д.), приобретший особую популярность в Интернете.

Мемы приравниваются к медиа-вирусу, а в них главное — широкое, быстрое, иногда стихийное распространение, содержащее совершенно определённую символику. Поэтому логичен вопрос: почему бы не использовать такой богатый ресурс с экологическим смысловым посылом?

Сетевая среда — это новая реальность, с которой мы в той или иной степени соприкасаемся. Молодые люди, безусловно, ориентируются в ней гораздо лучше, быстрее, это их сфера коммуникации, их особый мир. Именно поэтому все животрепещущее, остро-актуальное, социально-важное так быстро набирает популярность именно в сети, где распространение любой информации зависит от одного клика.

Одна из причин такой популярности мемов — креативный подход, который позволяет надеяться, что любой субботник или уборка приобретёт особый просветительский эффект. Именно тогда, возможно, поляна, берег реки или озера останется чистым на более долгий срок, и большее количество людей начнет задумываться над тем, что они оставляют после себя в лесу или парке.

29 марта в Российской государственной библиотеке для молодёжи прошла презентация очередного сезона проекта «#РосЭко» «#МемыВЛес».

На презентации координаторы проекта рассказали, что в этом году акции пройдут в Москве и Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в Липецке, Крыму и Севастополе, в Пермском крае, в Республике Чувашии, в Свердловской и Ярославской областях и многих других регионах.

Первые уборки запланированы уже на середину апреля — начало мая и продлятся в течение всего теплого сезона.

Анна и Михаил сказали, что организовать уборку или субботник «#МемыВЛес» может каждый желающий. Необходимо просто обратиться к координаторам проекта по электронной почте или через социальные сети, чтобы бесплатно получить комплект табличек-мемов и необходимые для эффективной уборки рекомендации.

Вроде, это так просто — ламинированные таблички с весёлыми надписями. Но факт остается фактом, это работает. По данным участников акции, в 90 % случаев места отдыха на природных территориях, где есть мемы, остаются чистыми, нежели другие, убранные, но без мемов.

Благодаря креативному подходу формат акции находит популярность в интернет-сообществах и СМИ, распространяя главный экологический лейтмотив всего проекта.

А проект набирает обороты, сообщество эко-активистов разрастается. Благодаря этим людям делаются реальные дела, результат которых мы с вами можем увидеть, например, у себя в парке, однажды придя туда и с радостным удивлением заметив, что уже давно привычного мусора там нет, а глаз радует зелень деревьев, кустов и травы.
И это, пожалуй, лучший просветительский эффект!

С достижениями проекта можно познакомиться на сайте — roseco.su и во всех социальных сетях.

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*