Тема войны в отечественном комиксе

Александр КУНИН

 

Военная история ХХ века — одна из ключевых тем отечественной культуры. Естественно, не обошли тему вниманием и комиксисты. И роль рисованных историй в формировании гражданской позиции молодых читателей сложно переоценить. Не удивительно, что традиция военных комиксов есть и в Америке, и в Европе, и в Азии. Но если за рубежом это уже целое направление в книжно-журнальной индустрии, то у нас — пока только культурный феномен со своей историей. Давайте попробуем проследить её.

 
Чтобы понять, с чего начинается военный комикс в нашей стране, надо обратиться к временам Гражданской войны и становления советской власти. Наиболее ярко и системно использование языка комикса проявилось тогда в плакатах Российского телеграфного агентства. Эти плакаты известны как «Окна РОСТА» и, позже, «Окна ТАСС». Они представляли собой серии пронумерованных листов, изображения на которых складывались в историю. Первый плакат был нарисован от руки осенью 1919 года в Москве. Вплоть до 1921 года, плакаты РОСТА при помощи трафарета выпускались тиражами свыше 100—150 экземпляров. Важную роль играли они и в годы Второй Мировой войны. Их представляли на всеобщее обозрение не только в Москве, но и в других городах (Петроград, Баку, Саратов, Одесса, Харьков, Киев и пр.). В общей сложности было задействовано более 70 городов страны. В создании плакатов РОСТА принимали участие яркие деятели искусства того времени: В. Маяковский, Д. Моор, К. Малевич, А. Лентулов, В. Дени, Б. Ефимов и др. Хотя некоторые художники и писатели так и остались неизвестными — многие авторы не подписывали свои работы.

Окнам РОСТА была свойственна лубочная простота и лаконичность изображений. Поскольку наиболее выдающиеся авторы «окон» (Д. Моор, М. Черемных, В. Дени, И. Малютин и пр.) прежде работали в журналах, то влияние журнальной сатирической графики было велико.

В качестве выразительных средств были задействованы почти все элементы, присущие комиксу — деление на кадры, текст как визуальная составляющая, звукоподражания, пространство между кадрами как обозначение промежутка времени, документально детализированное изображение примет времени и нарочито абстрактное и типизированное изображение действующих лиц, с которыми должен соотносить себя зритель.

Традиция подобных плакатов сохранилась и в годы Второй Мировой войны. Почти не изменилась и тематика: борьба с внешними и внутренними врагами, нормы поведения советского гражданина, этика общественных отношений… Подобная эстетика сохранялась в комиксах на военную тему, публиковавшихся в журнале «Крокодил».

Однако уже в 1940-е годы комикс из плаката и журнала переходит на страницы книжных изданий. В советских рисованных историях начинают использоваться реплики в пузырях, спидлайны (линии, обозначающие движение). Яркий пример тому — книга генерал-майора инженерно-технической службы М.В. Белякова «25 советов пилотам гражданской авиации», где текст научно-популярной публикации перемежается комиксами с параллельным сюжетом.

 

Фрагмент из книги М.В. Белякова «25 советов пилотам гражданской авиации»
Фрагмент из книги М.В. Белякова «25 советов пилотам гражданской авиации»

 
Следующий этап в развитии военного комикса приходится на 1980-е — 1990-е годы и также связан с искусством карикатуры и книжной иллюстрации. Здесь хотелось бы обратить внимание на деятельность двух творческих объединений: московской студии «КОМ» (1988—1992) и екатеринбургского товарищества «Велес-ВА» (1991—1995). Они демонстрируют два разных подхода к изображению войны.

Важно иметь в виду, что в Европе, Азии и США, благодаря широкому распространению офсетной печати, издание комиксов превратилось в серьёзное направление в книжном деле. Но в нашей стране офсетная печать развивалась не так стремительно, большинство типографий ещё пользовалось наборной кассой. Высокая и глубокая печать массово применялась в России вплоть до начала 2000-х годов. Поэтому издание комиксов оставалось дорогостоящим и трудоёмким. В то же время само представление о комиксе как о явлении массовой культуры, весьма популярном за границей, было уже широко распространено в нашей стране.
Студия «КОМ» была основана в сентябре 1988 года на базе газеты «Вечерняя Москва» штатным художником Сергеем Капрановым. Со временем деятельность студии вышла за рамки клубных встреч в редакции газеты. За годы существования студии было выпущено более десятка тематических сборников и книг комиксов. Комиксы создавались на разные темы. Некоторые студийцы увлекались военно-исторической реконструкцией и стремились поделиться с читателем своими интересами, воспользовавшись выразительными средствами комикса. Своего рода эталоном советского комикса о войне является книга «Георгий Жуков» (1991) Аскольда Акишина. В основе сценария была известная автобиография полководца.

Фрагмент из книги А. Акишина «Георгий Жуков
Фрагмент из книги А. Акишина «Георгий Жуков

 
Реконструируя военную действительность, комовцы опирались на богатую традицию советской книжной иллюстрации, тщательно изучали исторические материалы: как выглядели предметы быта и снаряжения в описываемую эпоху, какой была или могла быть внешность действующих лиц.

Иной была художественная позиция объединения «Велес-ВА». Группа возникла в 1990 году Вернувшиеся из армии художники Игорь Кожевников и Радик Садыков предложили Игорю Ермакову, ветерану афганской войны, организовать издательство комиксов. Так было создано «Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА»». Тираж первого выпуска «Велеса» составил 5 000 экземпляров.

 

Фрагмент из журнала «Велес»
Фрагмент из журнала «Велес»

 
С самого начала культурно-историческое и патриотическое направления стали основными в журнале. А сериал «Красная кровь», публиковавшийся с первого выпуска журнала, был основан на воспоминаниях издателя Игоря Ермакова и его друзей, участвовавших в боевых действиях в Афганистане.

В отличие от комовцев авторы объединения «Велес-ВА» совершенно свободно оперировали не только обстоятельствами, связанными с исторической достоверностью, но и без особого смущения включали в художественное пространство своих комиксов известных персонажей западной культуры. Так в одном из сборников был опубликован комикс о приключениях Бэтмена в Советской России…

В 2000-е годы в мир профессионального комикса в России пришло новое поколение авторов, выросших на американских комиксах и японской манга. Для большинства из них война — тема малопонятная. Сведения о минувших и современных военных конфликтах, полученные из СМИ, зачастую воспринимаются наравне с новинками кино как некий не связанный с ними лично визуальный информационный фон. Поэтому обращаясь к военной теме современные авторы продолжают дублировать сюжеты и образы уже созданные в советское время или используют военную специфику как фон.

 

Обложка сборника «ЧБ» №3
Обложка сборника «ЧБ» №3

 
В этом контексте кажется показательным издание «Чёрным по белому №3» (2014), в который вошли работы российских, украинских и польских авторов, объединённые военной тематикой. Часть работ выполнена в ортодоксальном советском ключе или основана на уже классических военных историях («Повесть о настоящем человеке» Е. Гусева по одноименному произведению Б. Полевого, «Война» А. Воробьёва). Или другой вариант — когда война в истории представлена как нечто абстрактное, лишённое специфических черт. А имеющиеся отсылки к конкретной войне легко переориентировать на другой контекст, достаточно поменять названия городов в текстах от автора. Таковы работы «Память» Е. Яковлева, «Ангелы смерти» И. Костюка, «Альбом» С. Спасской.

Другая крайность — попытка рассказывать о войне на языке американского супергеройского комикса или японской манги. Такие опыты в истории отечественных рисованных историй тоже имеются.

«Хроники Инока: Штурм Берлина» (2015) — пример типичного использования специфики супергеройского комикса, большинство сюжетных элементов которого уже знакомы читателю из американских аналогов. Здесь имеются и герой со сверхспособностями; и артефакты главного героя, дающие ему эти самые возможности; и нацистский тайный отдел, разработавший супероружие, способное уничтожить всё живое. Как и положено супергеройскому комиксу, исторические реалии, антураж и реальные исторические персонажи в этом комиксе выступают в качестве фона. Сюжет сводится к тому, что отряд, во главе с главным героем Иноком, узнают об угрозе нацистской атаки сверхновым оружием, проникают на вражескую военную базу, убивают злодеев и уничтожают оружие.

 

Обложка манги «Первый отряд. Момент истины
Обложка манги «Первый отряд. Момент истины

 
Российско-японский проект «Первый отряд. Момент истины» (2010) — пример развития темы Второй Мировой войны в манга. Параллельно с манга был запущен анимационный фильм с одноимённым названием. К сожалению, этот проект так и не был завершён, хотя сюжет истории более насыщенный, а персонажи куда более глубоко проработаны. Согласно сюжету, нацистская тайная организация призвала демоническое существо, которое должно переломить ход битвы в войне с Советским Союзом. А противостоять ему может только секретный Первый отряд, состоящий из нескольких подростков, наделённых сверхспособностями. Хотя история и вымышленная, она снабжена массой отсылок к реальным историческим событиям с описанием реальных боёв и подвигов, что даёт весьма ощутимый педагогический эффект, погружая читателя в реальный исторический контекст.

Безусловно, комиксы на военную тему — это «золотая жила» юношеской и молодёжной рисованной литературы. Но сегодня в России не так много авторов, серьёзно и методично занимающихся развитием этого направления. Я бы назвал всего три имени: Аскольд Акишин, Алексей Трошин и Павел Федорищев. Последние двое занимаются исследованием реалий Первой Мировой войны, регулярно участвуют в конкурсе фестиваля «КомМиссия» и в различных тематический выставках, однако до сих пор ни одна из их рисованных историй не была опубликована в виде самостоятельного издания.

Пожалуй, такая ситуация с отечественным военным комиксом связана прежде всего с взыскательностью российского читателя. В отличие от французов и американцев мы привыкли к достоверности рисунка, психологической глубине образов. А такая работа требует досконального изучения художником и сценаристом подлинного исторического материала: фото и видеоархивов, мемуаров современников войны, исторических документов. Но, не смотря на эти трудности, рисованные истории о войне продолжают развиваться и, надеюсь, в будущем нас ждёт ещё много новых интересных работ.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*