О фанфиках, культуре соучастия и эмоциональном чтении

Маргарита Самохина

Фанфикшн (фанфик), как известно, — это текст, созданный по мотивам уже существующего произведения (книги, фильма, сериала, комикса и пр.) или нескольких произведений. Такие тексты пишутся непрофессионалами, чаще всего поклонниками (фанатами) этих произведений. Пишутся бесплатно для собственного удовольствия и для бесплатного же чтения — прежде всего другими поклонниками.

Фанфик может содержать продолжение, предысторию, «ответвление» сюжета оригинала, историю одного или нескольких персонажей (нередко второстепенных); взаимоотношения персонажей могут быть изменены, положительные герои — стать отрицательными и наоборот.

Как показывают публикации, многие библиотеки уже достаточно давно во время различных мероприятий (литературных вечеров, Библионочей) предлагают своим посетителям (в частности, детям и молодёжи) стать фикрайтерами, проводят обсуждения и конкурсы созданных ими фанфиков. Такие проекты — наряду с квестами, буктрейлерами, букслэмами и пр. — рекомендуются в качестве современных, инновационных форм поддержки и продвижения чтения. И, вероятно, во многих случаях это действительно работает, мотивирует…

Нельзя не отметить, однако, что фанфики занимают в этом наборе особое место. Потому что их написание основано на специфической читательской практике, со специфическими взаимоотношениями текста (автора) с читателем, где исчезает авторское право на целостность текста, на его идеи и эстетику. И соответствующие библиотечные проекты вольно или невольно поддерживают такого рода практику. Это не хорошо и не плохо, это просто реальность, и библиотека здесь лишь вносит свою небольшую лепту в дальнейшее развитие особой области современной культуры — культуры соучастия (participatory culture).

Сегодня эта область уже утвердилась как предмет исследования культурологов и других гуманитариев. Например, в Центре современных исследований НИУ ВШЭ работает научно-учебная группа, изучающая деятельность различного рода сообществ, в которых и которыми эта культура формируется. Это могут быть различные группы по интересам: образование, музыка (в том числе рэп), кино, театр, граффити и стрит-арт; но прежде всего различные онлайн-сообщества: фанаты, геймеры, пираты и т.д. Фанфикшн и другие формы любительской литературы также входят в сферу внимания исследователей. Руководитель группы – Наталья Владимировна Самутина, более десяти лет занимающаяся этими проблемами. Для студентов ВШЭ она ведёт и факультатив «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия», где одной из тем является анализ фанфикшн как культурной практики и как предмета изучения для культурологов, социологов, психологов, филологов.

В своих публикациях Самутина рассматривает фанфикшн как специфическое, выведенное за рамки традиционной, «официальной» литературы поле писательского и читательского опыта. Главная особенность фанфикшн, позволяющая говорить о нём как о новом типе современной литературы, – это ключевое место читателя, изменение читательской роли и роли читательского сообщества в системе литературной коммуникации. Фанфикшн-сообщества объединены удовольствием и увлечением, однако для полноценного участия в фанфикшн-практиках необходимо научиться некоторому набору выработанных коллективно правил и стратегий чтения, письма и поведения. Читатели и авторы находятся в постоянном общении, пишут совместно и продолжают тексты друг друга, меняются ролями, становятся друг для друга редакторами. Любой фанфикшн-автор — в первую очередь читатель, и то, насколько легко конструкция фанфикшн позволяет читателю становиться автором, есть свойство именно этой культурной конструкции.

Фанфики писались и в «доцифровую» эпоху, но в 70-х годах они публиковались лишь в любительских журналах, распространявшихся минимальными тиражами в фанатских группах. С появлением интернета началась принципиально новая жизнь фанфикшн как средства литературной коммуникации, поскольку исчезли ограничения и на распространение текстов, и на взаимодействие участников сообществ.

Важно также и то, что сегодня многократно увеличилось количество произведений популярной культуры — книг, фильмов, комиксов, сериалов, сайтов, компьютерных игр, по мотивам которых и создаются фанфики. Поток растёт и постоянно претендует на внимание читателя или зрителя, вызывает у него активный отклик — хотя бы в форме комментариев или лайков на соответствующих сайтах. Кроме того, считает Н. В. Самусина, «обычный» читатель может поучаствовать в онлайн-коммуникации (почитать фанфики и отзывы на них, пообщаться с другими фанатами на форумах или в группах) — совсем недолго, но наработанные стратегии чтения с ним потом остаются и могут сказаться на его дальнейшей читательской практике. Поэтому контексты, в которых исследователи рассматривают этот вид чтения, и выводы, которые могут быть ими сделаны, выходят за пределы разговора только о фанфикшн и во многом касаются современного массового чтения.

Важнейший из таких контекстов — дихотомия критического (дистанцированного) и эмоционального (вовлечённого) чтения. А чтение и письмо фанфикшн рассматриваются как зона повышенной эмоциональности, максимальной вовлечённости в миры популярной культуры.

 
Продолжение в следующем номере

 

1 комментарий

  1. По-моему, это разговор на очень нужную тему, поскольку речь идёт о довольно распространённой практике приобщения к культуре чтения, причём, чтения творческого, со множеством позитивных эффектов, Если, конечно, вести эту работу грамотно.Жду продолжения… Спасибо за публикацию.

Добавить комментарий для Слава Матлина Отменить ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*