Ring Nova

Александр КУНИН

В мае 2019 года Российская государственная библиотека для молодёжи (Москва) и Национальная библиотека для детей и молодёжи Южной Кореи (Сеул) запустили уникальный проект — выставку «RING NOVA. Россия в рисованных историях и мультфильмах».

Идея такой выставки родилась спонтанно в начале 2018 года. «Рассказать об истории российских комиксов? Интересная мысль!», — подумали мы. И нашим корейским партнёрам она также пришлась по душе. Уже осенью во время визита коллег из Кореи в РГБМ на Международный конгресс «Современная молодёжь в современной библиотеке» состоялась рабочая встреча, посвящённая будущей выставке.

Корейская сторона подошла к задаче по-деловому: гости подготовили небольшую презентацию, в которой изложили свои соображения по поводу совместного проекта и даже наметили ключевые образы обсуждаемой выставки. Приятно удивил тот факт, что корейцам оказались знакомы приключения Чебурашки и крокодила Гены, а также культовые мультсериалы «Ну, погоди!» и «Маша и Медведь». Однако в целом презентация, представленная на корейском языке, убедила: о других анимационных российских работах в Корее ничего неизвестно, как и о наших комиксах.

Кураторами проекта с российской стороны выступили автор этих строк и художник Алим Велитов. Опыт выставочной деятельности у нас большой: десятки экспозиций в Москве и в регионах России как на больших, так и на малых площадках. Часть этих выставок мы создавали вместе, часть осуществляли в формате разного рода сотрудничества, какие-то — независимо друг от друга. Но всякий раз это были проекты, ориентированные на подготовленную публику, на людей, с которыми мы привыкли общаться, используя общий язык визуальных кодов и культурных отсылок. Кстати, если о российской анимации корейцы имели хоть какое-то понятие, то представление об отечественных рисованных историях отсутствовало полностью. Впрочем, подобная ситуация характерна и для нашего общества, где большинство и сегодня не знает, что это такое.

Итак, концепция выставки была перестроена: с истории жанра акцент сместился на знакомство с Россией непосредственно через комиксы и анимацию. В результате получился своего рода культурный экскурс в русский мир, где основным рассказчиком и свидетелем исторических событий выступили отечественные рисованные истории и мультфильмы.

Выставка была поделена на четыре блока по темам: фольклор и сказки народов России; сюжеты из жизни страны разных лет; рисованные истории в жанрах фэнтези и научной фантастики; юмор, приключения, детектив. Каждый блок включал оригинальные издания рисованных историй, рассказы о важных исторических персоналиях (писатели, художники, общественные и политические деятели, учёные), видеоматериалы, мультипликационные фильмы, фотографии.

Надо сказать, что мы не являемся экспертами в области отечественной мультипликации. И поэтому помощь и поддержка коллег «из соседнего цеха», из мира российской анимации, была особо полезной и ценной. Отдельную благодарность необходимо выразить исследователю и критику Павлу Шведову, который не пожалел времени и помог нам в разных сложных моментах. Массу полезных материалов предоставили студии «СоюзМультфильм», «Пилот», проекты «Смешарики» и «Куми-куми». Некоторые анимационные работы советской студии «Экран», а также «Маша и Медведь» были представлены через комиксы, опубликованные в разное время по мотивам этих мультфильмов.

Конечно, не со всеми яркими командами нам удалось поработать, не все были представлены должным образом. Но любая выставка — это авторский взгляд. Даже если сам автор стремится быть объективным. Несмотря ни на что у нас получился живописный рассказ о таких ярких и важных вехах русской истории, как эпоха Ивана Грозного, война с Наполеоном; были затронуты особые для страны темы, такие как героизм советского народа в годы Второй мировой войны; были показаны детские журналы комиксов в СССР, а также популярные комиксы и мультфильмы современных авторов.

Вспоминая сейчас, как были представлены на выставке рисованные истории, ловлю себя на мысли, что такого насыщенного, сконцентрированного на одной площадке материала я давно не видел. А. Акишин, А. Ткаленко и Е. Воронович, В. «Питерский Панк» Лопатин, М. и Д. Конопатовы, С. Капранов, Е. Ужинова, А. Иорш, О. Лаврентьева, А. Ерёмин, М. Заславский, Хихус (П. Сухих), К. Комардин, И. Воронин, И. Савченков, А. и Н. Снегирёвы, Т. Мокиенко, А. Велитов, А. Кузина, С. Роднов, В. Свиридов, Н. Писарев, А. Трошин, И. Кожевников, Р. Садыков, В. Мухаметзянов, Ю. Пронин, А. Капнинский, И. Вышинский, Ю. Жигунов, М. Шараев, Е. Яковлев, И. Ешуков — вот далеко не полный список российских авторов-комиксистов, чьи работы были представлены на выставке.

Поскольку мы не видели пространства, в котором планировалась выставка и заранее знали только определённые параметры (длину стен), то очень кстати пришлась помощь корейских дизайнеров. Конечно, в какой-то момент ситуация вышла из-под контроля, и наши коллеги пустились в творческий полёт, но в определённом смысле и это стало для нас полезным опытом.

Мы предполагали, что корейцы расставят свои акценты, знали, что в качестве ключевых образов выставки они постараются выделить что-то знакомое для корейского читателя и зрителя. Поэтому в том, что кадр из книги Максима Шараева займёт пространство во всю высоту стены, сомнений не было. Как и в том, что «Смешарики», «Маша и Медведь» и «Куми-Куми» станут абсолютными фаворитами у посетителей выставки. Но кое-какие акценты стали приятным сюрпризом: персонажи Володи Лопатина, братья Пилоты, старушки Жени Яковлева, фронтир Кости Комардина.

Надо признать, что некоторые наши идеи, зародившиеся на этапе подготовки выставки не удалось реализовать так, как хотелось. Мы задумывали разместить несколько открытых стендов с книгами современных отечественных издательств. И в итоге привезли с собой книги «Комикс Паблишера», «Бумкниги» и кота Кешку от «КомпасГида». (С другими издательствами, выпускающими отечественные рисованные истории, оперативная работа не задалась: «Баббл» и «Комильфо» даже не ответили на запрос. А с «КомФедерацией», «Истари Комикс», «Фабрикой комиксов» — просто не уложились в сроки…) Но, как выяснилось на месте, для этой предполагаемой части проекта корейцы приготовили так мало места, что даже то немногое, что мы привезли, на полках витрин теснилось.

Что ж, мы рады, что об отечественных рисованных историях и мультфильмах, а вместе с тем — о могучей российской истории и культуре нам удалось рассказать в Южной Корее. Выставка актуальна и сейчас: она работает до 25 августа 2019. И надеюсь, у этой истории будет продолжение.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*