За мир равных возможностей

Светлана ЮРМАНОВА

© oduhotvorenie.com

 

Как музеи становятся доступнее? Как люди с инвалидностью учатся творческим профессиям и работают по любимым специальностям? Могут ли спектакли с особыми актёрами быть интересными для всех зрителей? 27—28 марта на III Форуме «Доступная культурная среда—2019» обсудили, как культура и искусство помогают в реабилитации людей с инвалидностью.

Центр социокультурной анимации «Одухотворение» при поддержке Комитета общественных связей и молодёжной политики города Москвы собрал в Московском доме общественных организаций активистов общественных организаций инвалидов, педагогов, библиотекарей, психологов, волонтёров из Москвы, Московской области, а также других регионов России. Вместе с экспертами — представителями государственных учреждений и бизнеса, средств массовой информации и социально-ориентированных некоммерческих организаций, успешно и устойчиво работающих с инвалидами, — обсуждали формирование доступной культурной среды для инвалидов.

Директор Государственного музея — культурного центра «Интеграция» имени Н.А. Островского Алексей Володин отметил, что доступная культурная среда — это не только физическая доступность, как это обычно понимается в обществе. Из недавно проведённого в Москве анкетирования выяснилось, что полностью или частично для инвалидов доступны около 60% столичных учреждений культуры. Но в большинство из них инвалиды не ходят, потому что сотрудники музеев психологически и организационно не готовы с ними работать. Изменить ситуацию в «Интеграции» пытаются через иммерсивные тренинги, погружая людей без инвалидности в среду человека с определённой формой инвалидности. Например, устраивают концерты и спектакли в темноте.

Председатель Ассоциации молодёжных инвалидных организаций Юрий Баусов, сожалея о разобщённости организаций, работающих с молодыми инвалидами, предложил эффективнее использовать возможности социального партнёрства и работать совместно с родительскими организациями детей и молодёжи-инвалидов.

Тема трудоустройства инвалидов оказалась, пожалуй, самой востребованной и дискуссионной. Представитель Центра занятости населения города Москвы Кристина Агафонова рассказала о создании выездной группы, в задачи которой входит оперативное содействие в решении вопросов, связанных с выполнением закона о квотировании рабочих мест для инвалидов. Центр ведёт большую, по сути индивидуальную работу с предпринимателями по трудоустройству молодых инвалидов. Сначала эксперты изучают квоты рабочих мест и, если они не выполняются, убеждают работодателей ситуацию исправить. «Оптимизм вселяет тот факт, — поделилась Кристина, — что количество коммерческих компаний, ведущих активную социальную деятельность, постоянно растёт».

Директор Благотворительного фонда поддержки людей с инвалидностью «ДЕЙСТВУЙ!» Ольга Лоева рассказала о кейсах выпускников проекта «Шаг в профессию», которые выбрали для себя творческие специальности. «Акселератором молодёжных проектов, — заявила Ольга, — выступает программа „Наставничество“. Каждый стажёр, человек с инвалидностью, проходит подготовку по индивидуальной траектории под руководством наставника, действующего специалиста в заданной области. Использование дистанционных форм обучения делает участие в проекте возможным для стажёров и наставников независимо от их местонахождения. Сегодня проекту три года. Участники проекта, а это более 400 человек, — жители 30 городов России и 5 стран мира».

РООИ «Перспектива» занимается трудоустройством людей с инвалидностью, помогая инвалидам найти работу на открытом рынке труда, а работодателю — квалифицированного сотрудника. На сегодняшний день трудоустроено более 800 соискателей с инвалидностью. Координатор отдела по трудоустройству РООИ «Перспектива» Владимир Денисов представил новый сайт для поиска работы соискателями с инвалидностью. На нём представлены актуальные вакансии и стажировки проверенных компаний. Соискатель может заполнить резюме, и специалисты «Перспективы» свяжутся с ним, проведут первичное интервью. Также работодатели могут предложить вакансию, и эксперты проверят, насколько компания готова принять специалиста с инвалидностью.

Особенно яркими и мотивирующими были выступления людей с инвалидностью. Свой фонд «Активная жизнь» создала общественный деятель, модель, блогер и фотограф на коляске Дарья Кузнецова. Дарья познакомила участников форума с проектом по созданию школы социальной фотографии «Точка зрения», который должен быть запущен в ближайшее время. Цель проекта — дать возможность людям с инвалидностью получить специальность студийного фотографа.

Некоторые участники форума активно поддержали Дарью, другие назвали проект утопией. «Посмотрите, сколько фотографов без инвалидности сегодня ищут и не могут найти работу! — прокомментировала инициативу директор АНО «Центр реализации творческих проектов „Инклюзион“» Татьяна Медюх. — Мы даём своим ребятам очень хорошее, но дополнительное образование. При этом даже люди, которые действительно получают профессиональное образование в Специализированной академии искусств, несмотря на яркий талант, сидят без работы, как и многие их сверстники без инвалидности, так как профессионального инклюзивного театра в России нет. Проблему трудоустройства нужно решать системно, а не с помощью отдельных проектов».

Фотограф-волонтёр центра «Одухотворение» Сергей Цыркунов призвал участников встречи иначе отнестись к предоставленной молодым инвалидам возможности попробовать себя в фотографии: «Я сам проводил курсы фотографии для ребят с нарушениями слуха. Да, только один из моей группы стал работать фотографом, — подтвердил он опасения Татьяны. — Но даже если у этих ребят нет профессионального будущего, пусть будет хотя бы настоящее!».

Говоря о трудоустройстве инвалидов, Генеральный директор Национального фонда развития реабилитации, врач-эндокринолог, кандидат медицинских наук и мама особенного ребенка Камиля Табеева поделилась проблемами, с которыми сталкиваются в поисках работы люди с ОВЗ. По её мнению, социальные учреждения часто обучают невостребованным профессиям, таким, например, как керамист. Или таким профессиям, как повар, на которые работодатель вряд ли примет человека с особенностями. Проблема состоит ещё и в том, что не все молодые люди, которые заявляют о необходимости их трудоустройства, действительно хотят или могут работать. Дети из приёмных семей оказываются в особенно трудных ситуациях, ведь с наступлением совершеннолетия их контракт с приёмными родителями будет расторгнут, и они останутся один на один с окружающим миром без необходимого опыта. Камиля уверена, что молодого человека с ОВЗ нужно сначала адаптировать, выстроив программу обучения под его возможности и потребности. Именно так работает проект подготовки к трудоустройству «Мастерская добра», рассчитанный на молодых людей в возрасте от 18 до 35 лет и включающий социализацию, развитие коммуникативных навыков, психологическую подготовку к будущей работе, получение навыков по прохождению собеседования с работодателем и самопрезентации.

В основе работы Интегрированного театра-студия «Круг II» МОО «Равные возможности» лежит метод театральной антропологии, в котором главным является целостное развитие актёра как личности в творческом коллективе единомышленников, а спектакль является логическим завершением конкретного этапа развития всей трупы. Основу театра-студии, которая существует уже около 20 лет, составляют люди с интеллектуальной недостаточностью и проблемами психического здоровья — подростки, молодые люди и взрослые от 8 до 45 лет. Цель программы — социальная адаптация людей с ОВЗ путём включения их в активную и продуктивную творческую деятельность, имеющую, в свою очередь, самостоятельную социальную и культурную ценность. Спектакли «Круга II» , например, идут на городских театральных площадках. В процессе освоения программы человек с ОВЗ непрерывно находится в ситуации творческого, а вместе с этим социального и личностного развития в референтной для него группе. На сегодня это единственный «особый театр», получивший высшую в России театральную награду — «Золотую Маску» за спектакль «Отдалённая близость» в номинации «Эксперимент» в 2014 году.

Впечатляющими стратегиями развития, технологиями и практическим опытом социального волонтёрства поделились представители добровольческих организаций России — Добровольческое движение «Даниловцы» и выросший из них Союз волонтёрских организаций и движений (СВОД).

Добровольческое движение «Даниловцы» с 2008 года организует постоянную работу волонтёрских групп в больницах и сиротских учреждениях, работу с инвалидами, многодетными семьями, стариками, бездомными, заключёнными. «Даниловцы» оказывают ежегодно помощь более чем 4000 подопечным, поддерживают 18 постоянно действующих волонтёрских групп, почти тысячу добровольцев.

Владимир Хромов, директор Союза волонтёрских организаций и движений, в котором состоят более 8 тыс. добровольцев, также рассматривает волонтёрство как ресурс оказания системной помощи социально-уязвимым категориям населения. Сегодня в стадии организации находится проект создания условной волонтёрской «скорой помощи» человеку с ОВЗ на дому в формате «face-to-face» — «от человека к человеку». СВОД также помогает людям, которые хотят попробовать свои силы в добровольчестве, определиться со сферой деятельности и подобрать благотворительную организацию. И хотя руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский считает ненужным обучение волонтёров на начальном этапе, поскольку волонтёры хотят прокачаться по теме, а длительное обучение убивает мотивацию, для уже вовлечённых волонтёров оно необходимо. Поэтому возникли совместные проекты СВОДа и «Даниловцев» — Школа социального волонтёрства и Школа координаторов волонтёрских групп.

«Я очень надеюсь, — подводя итоги форума обратился к участникам директор Центра «Одухотворение» Леонид Тарасов, — что Форум „Доступная культурная среда“ поможет специалистам, работающим с инвалидами средствами культуры и искусства, делиться своим опытом, находить новых партнёров, вдохновлять примерами других. Понятие „доступная культурная среда“ является хорошей идеей для объединения экспертов из разных секторов и ведомств, ведь она не может существовать по частям, а социальная защита, культура, образование, семья в ней присутствуют неразрывно, почти неразличимо. Мы все здесь ощутили силу междисциплинарного подхода».

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*