Безумная ночь, или Рождение авангарда

Анна ХАРИТОНОВА

 

20 апреля 2019 года в РГБМ прошла Всероссийская акция «Библионочь—2019». Всем гостям было предложено совершить прыжок во времени и очутиться в атмосфере насыщенных контрастных творческих поисков и новаторства 1910-х-1920-х годов, познакомиться с целым рядом деятелей отечественного и мирового искусства, а также заглянуть за кулису этой исторически непростой и переменчивой, но потому чрезвычайно богатой на культурные события эпохи.
Подробнее о ярких авангардных событиях Безумной ночи — в нашем репортаже.

В самом начале вечера гостей Библионочи, приуроченной к Году театра, ожидало театрализованное Открытие: на глазах у зрителей оживала эпоха вековой давности. Под стук клавиш печатной машинки, открывающей завесу в историю, на сцене, представленной в виде уже классического «чёрного кабинета», появлялись герои. И затем вместо немых титров-имён перед гостями оказывались живые представители эпохи, будто только что сошедшие с экрана на заре кинематографа, со страниц своих книг и фотографий. Художники, поэты, актёры, режиссёры, артисты балета, жители разных городов, герои произведений Серебряного века, среди которых такие имена, как Тамара Карсавина, Владислав Ходасевич, Егише Чаренц, Ольга Гзовская, Георгий Иванов, Андрей Белый, сёстры Гуро, Анна Ахматова, Алиса Порет, Александр Вертинский, Ида Рубинштейн, Айседора Дункан, Наталья Гончарова, Михаил Ларионов, Барышня и Хулиган, Маргарита Сабашникова, Прекрасная Дама и многие-многие другие, стали проводниками в многогранный мир искусства своего времени.

 

 

В постановке прозвучали произведения самих героев и их современников, посвящённые театру и художественному процессу в целом. Иначе говоря, об эпохе было рассказано от лица её реальных свидетелей. После первого звонка площадки акции начали свою работу, туда гости отправились в компании оживших персонажей.

 

 

Каждый желающий смог посетить тренинг по актёрскому мастерству «С чего начинается актёр?» и поучиться основам сценического ремесла. Например, освоить упражнения на внимание и развитие воображения, овладеть навыками работы с собственной физикой и взаимодействия с партнёром.

 

 

По пути на тренинг гости заглядывали на викторину «Diaghilev!», посвящённую важным и увлекательным фактам мира искусства начала ХХ века, которую проводил сам маэстро Сергей Павлович, которому «ассистировала» его же балетная труппа. Победитель каждого тура викторины получил заслуженные призы — билеты… в театр, конечно!

 

 

 

В антрактах между мероприятиями всех посетителей ожидали в Чайной, расположившейся в Рыбном зале, а также в «Кофе и газетах», где любой желающий мог не просто перекусить и отдохнуть, но также рассмотреть и даже расцветить на свой вкус эскизы костюмов к балетам Русских сезонов Дягилева.

 

 

 

Совсем неподалёку от Чайной была открыта площадка мастер-класса «Авангардный Камишибай-театр», на котором и дети, и взрослые с увлечением осваивали технику японского бумажного театра.

 

 

Особое внимание гостей в течение всей акции неизменно привлекала зона Гримёрки и Фотоателье, где любой мог перевоплотиться в авангардиста, декадента или же артиста театра и «примкнуть» к той или иной «группе» героев начала века. А главное: посетить в новом образе настоящее ателье фотохудожника и организовать портретную или сюжетную съёмку в предлагаемых декорациях студии.

 

 

 

Рядом с Фотоателье для каждого были открыты двери в настоящий салон Серебряного века. На знаменитые встречи на Башне Иванова, помимо гостей, спешили и сами герои Библионочи — поэты, художники, критики. Там вместе с ними можно было поговорить об искусстве и философии, поприсутствовать на спиритическом сеансе и на премьерных чтениях самими авторами их произведений! Кроме того, в салоне были представлены издания, вышедшие в свет в конце XIX — начале XX в., в частности посетители могли полистать прижизненные публикации Зинаиды Гиппиус, Валерия Брюсова и других.

 

 

 

Кабинет художника на время превратился в уютное пристанище, настоящую мастерскую знаменитого общества художников-авангардистов «Бубновый валет». Здесь гости могли узнать о судьбе и творческом пути его участников. Кроме того, посетители окунулись в мир «обойных поэтов»: узнали как выглядела настоящая книга футуриста, как художники и поэты сочетали визуальное, звуковое и смысловое начала своих произведений. Вместе с художником Алимом Велитовым гости создали собственные книги на обоях, отпустив свою фантазию и слова знаменитых стихотворений начала XX века на свободу!

 

 

Пока в соседнем зале напротив шла насыщенная лекционная программа, рассказывающая всем интересующимся о «Старинном театре» Николая Евреинова, об отношениях сцены и экрана в эпоху развития русского немого кино, а также о самых безумных и ярких романах художников-авангардистах, не утихала и Детская площадка, где проводили время самые маленькие авангардисты. Там их ожидали: интерактивный кукольный спектакль по стихотворению Владимира Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо…», игровые программы, мастер-класс по созданию кукол и показ диафильма.

 

 

Одним из самых ярких сюрпризов вечера стало выступление преподавателей Школы джазовых танцев «МСДК». Со всей библиотеки гости стекались на центральную площадку в холле, чтобы посмотреть на зажигательный чарльстон в исполнении профессионалов. А потом зрители с радостью проследовали за Ларисой Вивас Курбатовой и Екатериной Павленко, чтобы уже самим приобщиться к танцевальной культуре ревущих 20-х и как следует потанцевать на импровизированной джазовой вечеринке.

 

 

В пространстве зала МедиаLAB лекции и мастер-классы были посвящены технической стороне театральной жизни. Так, было рассказано о том, за счёт чего создаются различные шумовые эффекты, показано, как можно работать со светом. VR-очки и 3D-ручка позволили гостям погрузиться в другие миры, а также осуществить свои собственные творческие идеи и фантазии.

 

 

Настоящий аншлаг ожидал публику в музыкальном подвале, превратившемся на время в настоящее «Кафе поэтов», где каждый мог попробовать собственные артистические силы на камерной сцене, приняв участие в конкурсе импровизированной актёрской читки. Ведущим вечера стал сам Александр Вертинский, представший в своём знаменитом образе Пьеро. В качестве жюри выступили артисты начала XX века: Ольга Гзовская, Алиса Коонен, танцоры Анна Павлова и Вацлав Нижинский и, конечно, сами зрители. Победителей ожидал подарок — приглашение в театр. Кроме того, в пространстве «Музыкального подвала» проходили и другие активности: мастер-класс по лепке из полиморфуса и лекция о советском кино эпохи авангарда.

 

 

Не менее ярким центром притяжения вечера стала интеллектуальная игра «Третий звонок? — Не верю!» от клуба «Збышек Квиз // Битва мудрецов», посвящённая миру искусства и, конечно, театра. Участники упорно боролись за победу, в итоге призы поделили две лидирующие по итогам игры команды.

 

 

 

В завершение вечера гости и герои Библионочи вновь встретились на главной площадке акции, уже подготовленной для Закрытия. Всей труппе исторических и литературных персонажей пора было собирать свои вещи и говорить «До скорых встреч!» своим новым знакомым и друзьям из XXI века. Но прежде нужно было разобраться с потерявшимся багажом. Именно конкурс «Театральный багаж» стал для посетителей заключительной возможностью выиграть подарки от партнёров Библионочи, а для героев — найти свои вещи и собраться в дорогу. Когда призы были розданы, а чемоданы нашли своих хозяев, пришло время прощаться. Труппа актёров сделала это на языке театра и литературы той эпохи, которая уже стала так близка всем присутствующим. Лаконично и смело, смешно и лирично, авангардно и немножечко безумно прозвучали стихотворения 1910—1920-годов. Герои вновь превращались в фигуры-титры из прошлого, уходя в пространство чёрной сцены с неизменно белеющей чайкой в углу, их имена на спинах, как на флейтах-позвоночниках, продолжали тот ряд ярчайших имён, который гости в течение вечера могли видеть на декорации.

 

 

 

«ВСЁ!» — хором воскликнули актёры, напоследок оглянувшись на зрителя, а в зале раздались аплодисменты.

 

 

 

Фотографии Елизаветы Лазуткиной, Марии Петровой, Даниила Левитеса

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*