Государственная молодежная политика РФ: этапы большого пути

Ольга КУЗЬМИНА

 

В ноябре 2014 года Правительство Российской Федерации утвердило «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г.». Важность этого документа трудно переоценить, ведь он означает, что власть, наконец, обратила пристальное внимание на самую перспективную часть населения страны — на молодёжь, готова учитывать её потребности и проблемы.

 

Вопрос формирования молодёжной политики (ГМП) как самостоятельного направления политики государства поднимался ещё на закате СССР. В 1986 году профессор И.М. Ильинский выступил с докладом, в котором сформулировал основы ГМП в СССР, а затем стал инициатором разработки принятого в апреле 1991 года закона «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». Новая ГМП должна была раскрыть потенциал молодёжи, создать условия для самореализации молодых людей в труде, творчестве, науке, спорте, вовлечь молодёжь в более широкое участие в управлении делами общества и государства.

Сегодня Правительство Российской Федерации тоже рассматривает государственную молодёжную политику как самостоятельное направление деятельности государства, предусматривающее формирование необходимых социальных условий инновационного развития страны, реализуемое на основе активного взаимодействия с институтами гражданского общества, общественными объединениями и молодёжными организациями. За два с лишним десятилетия Российская Федерация в целом сформировала принципы построения молодёжной политики и создала организационную систему её реализации.

Первыми специальными федеральными документами, отражающими отношения государства и молодёжи после распада СССР, стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики» (1992) и постановление Верховного Совета «Об основных направлениях государственной молодёжной политики в Российской Федерации» (1993), в котором, кстати, были впервые определены чёткие критерии субъектов, в отношении которых проводится государственная молодёжная политика: граждане Российской Федерации, включая лиц с двойным гражданством, в возрасте от 14 до 30 лет; иностранные граждане, лица без гражданства в возрасте от 14 до 30 лет — в той мере, в какой их пребывание на территории Российской Федерации влечёт за собой соответствующие обязанности федеральных государственных органов; молодые семьи при условии, что один из супругов не достиг 30-летнего воз¬раста, а также неполные семьи с детьми, в которых мать или отец не достигли 30-летнего возраста.

В документах говорится, что государственная молодёжная политика является деятельностью государства, направленной, в том числе, на развитие молодёжных общественных объединений, движений и инициатив, и должна осуществляться не только государственными органами, но и молодёжными объединениями. При этом поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений является приоритетным направлением государственной молодёжной политики. Эти принципы были отражены ещё в первой президентской программе 1998—2000-х годов «Молодёжь России». Подходы к созданию системы взаимодействия государственных органов и общественных объединений были заложены в законах «Об общественных объединениях» (19 мая 1995 г.), «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» (18 июня 1995 г.), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (11 августа 1995 г.), «О некоммерческих организациях» (12 января 1996 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (12 января 1996 г.).

В целом нормативная база государственной молодёжной политики Российской Федерации в этот период в основном представлена указами Президента, постановлениям Правительства и федеральными законами, в которых рассматривались лишь общественные объединения, профилактика безнадзорности, права ребёнка и т. п. Действия же федеральных органов исполнительной власти в этой сфере осуществлялись путём принятия специальных программ, таких, как «Молодёжь России», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», «Обеспечение жильем молодых семей», «Программа социальных реформ в РФ на 1996– 2000 г.».

Безусловно, основополагающим документом до недавнего времени была принятая в 2006 году «Стратегия государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2016 г», утвержденная Правительством Российской Федерации 18 декабря 2006 г., — первый документ, к разработке которого была привлечена молодёжь. Этому документу предшествовало широкое обсуждение, итоги которого были подведены на Всероссийском молодежном форуме «Молодежь меняет мир!» в ноябре 2005 г.
Структура федеральной исполнительной власти, отвечающей за молодёжную политику с 1992 г., менялась примерно раз в два года. Наконец, в 2008 г. появилось Министерство спорта, туризма и молодёжной политики, а Государственный комитет по делам молодёжи трансформировался в Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь). За последние пять-шесть лет сделано немало. Прежде всего, проанализирована ситуация с молодёжной политикой в стране, для чего была разработана форма сбора стандартных данных для оценки эффективности работы с молодёжью и сформирован «Паспорт молодёжной политики», реорганизованы структуры управления молодёжной политикой и проведена экспертиза региональных законов о молодёжи, а также разработаны и утверждены нормативы минимального обеспечения молодёжи региональными и муниципальными учреждениями по месту жительства (разработка указанных нормативов касается только учреждений органов по делам молодёжи и не относится к учреждениям органов образования, культуры и спорта). В 2010 г. Минспорттуризм и Росмолодёжь разработали «Примерные стандарты оказания услуг, которые рекомендуются в соответствии с действующим законодательством для использования в работе с молодёжью, осуществляемой государственными и муниципальными учреждениями». Кроме того, разработан ряд методических материалов, адресованных бюджетным учреждениям сферы молодёжной политики.

Совместными усилиями была построена система кадрового обеспечения государственной молодёжной политики. Ещё в 2003 году Министерство образования и науки, которое в то время занималось и молодёжной политикой, в порядке эксперимента реализовало новую междисциплинарную специальность «Организация работы с молодёжью». В 2008 году Минспорттуризм развил эту идею, утвердив «Концепцию развития кадрового потенциала молодёжной политики в Российской Федерации». Совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова Министерство разработало федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по этой специальности для магистратуры и бакалавриата. На базе Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова открылся федеральный кадровый центр. Позже такие центры появились во всех федеральных округах.

В соответствии с федеральным законом «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» сформирован Федеральный реестр молодёжных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой; с 2011 года на конкурсной основе им выделяются субсидии.

В настоящее время координацию деятельности по реализации государственной молодёжной политики в России осуществляет Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки. Реализацию конкретных мероприятий на федеральном уровне, включая форум «Селигер», обеспечивает Росмолодёжь.

В субъектах РФ действует система органов исполнительной власти, ответственных за реализацию молодёжной политики на местах, а также региональные и муниципальные социальные центры различной направленности — от социально-реабилитационных до профориентированных и т. д.

Прошлый, 2014-й, год стал особенным для развития государственной молодёжной политики нашей страны. Ещё в октябре 2013 года Федеральное агентство по делам молодёжи презентовало доклад «Молодёжь России 2000—2005: развитие человеческого капитала», в котором был проанализирован не только отечественный опыт реализации молодёжной политики, но и достижения в этой сфере зарубежных стран – Бразилии, Индии, Китая, США и Японии; высвечены приоритеты, спрогнозированы различные сценарии развития человеческого капитала молодёжи.

Доклад во многом заложил фундамент проекта «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года». Необходимость этого документа обосновали эксперты, спрогнозировавшие, что буквально через 10 лет количество молодых людей сократится на 10 млн человек.

К работе над финальным текстом «Основ…» были привлечены свыше 5 тыс. человек — представителей органов власти субъектов, региональных общественных палат, комитетов по делам молодёжи, молодёжных организаций. Обсуждения проекта документа прошли во всех 10 федеральных университетах и в 100 с лишним вузах страны, в результате чего было учтено более 4 тыс. поправок.

Наконец, 29 ноября 2014 года Правительство РФ утвердило «Основы…». В числе приоритетных задач государственной молодёжной политики указаны формирование системы ценностей с учётом многонациональной основы страны; развитие просветительской работы с молодёжью, инновационных образовательных и воспитательных технологий, равно как создание условий для самообразования; формирование ценностей здорового образа жизни, экологической культуры, а также повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности; создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере и внедрение технологии «социального лифта», благоприятных условий для молодых семей, направленных на повышение рождаемости, формирование ценностей семейной культуры и образа успешной молодой семьи; организация информационного поля, благоприятного для развития молодёжи, интенсификация механизмов обратной связи между государственными структурами, общественными объединениями и молодёжью, а также повышение эффективности использования информационной инфраструктуры в интересах патриотического и гражданского воспитания молодёжи.

«Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 г.» — база для целого ряда системообразующих нормативных документов, включая федеральный закон о молодёжи и новую целевую программу «Молодёжь России», которые обозначат рамки сферы молодёжной политики и определят вектор её развития.

Несмотря на сложную экономическую ситуацию, финансирование мероприятий, направленных на реализацию государственной молодёжной политики в 2015 году, увеличится до 970 млн руб. Активно развиваются и международные контакты со странами Евросоюза и Китая.

По-прежнему будут функционировать федеральные молодёжные лагеря. Прежде всего, это, конечно, «Селигер», в рамках которого в 2014 году стартовал первый профильный форум для молодых специалистов наук гуманитарного направления «Территория Смыслов». Международный лагерь «Таврида» в Крыму примет творческую молодёжь. Уже в начале года молодые специалисты в сфере исследования Арктики соберутся на Международном форуме «Экспедиция Арктика», первый этап которого прошёл 2—7 февраля при участии молодых людей из России и стран Арктического Совета. Победители интеллектуальных и приключенческих игр и конкурсов в апреле 2015 года отправятся на российскую дрейфующую полярную станцию, чтобы оттуда достичь Северного полюса Земли…

Многое было сделано за прошедшие годы. Но ещё больше предстоит совершить в новом десятилетии, поскольку эффективная государственная молодёжная политика — один из важнейших инструментов развития страны, роста благосостояния её граждан и совершенствования общественных отношений.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*